Достижение главной цели Стратегического плана предполагает формирование благоприятного социального климата, что невозможно, в частности, без повышения эффективности деятельности отраслей социальной сферы и городского хозяйства.
Процесс глобального реформирования экономики, начавшийся с производственной сферы, в настоящее время все в большей мере охватывает жизненно важный для всех слоев населения блок общественных услуг в области городского хозяйства и социальной сферы. Традиционно эти услуги оказывались за счет государственного бюджета и других общественных средств. Сейчас и здесь происходят изменения, связанные с привлечением к выполнению этих функций негосударственных средств и негосударственных организаций. Изменения необходимы прежде всего в целях рационализации бюджетных расходов, обеспечивающих гарантированные коммунальные и социальные услуги (здравоохранение, образование) и социальную поддержку тех, кто не может адаптироваться к новым условиям. Предоставление полного объема коммунальных и социальных услуг всем слоям населения, включая наиболее обеспеченные, за счет средств городского бюджета становится для города непосильной ношей и не согласуется с принципами рыночного ведения хозяйства. Этим обусловлена необходимость реформ в социальных отраслях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в политике обеспечения жильем, в работе общественного транспорта, в системе управления городом и регионом.
Формирование устойчивой социальной среды, предотвращение социальных конфликтов - одна из важнейших целей Стратегического плана, которая предполагает решение ряда задач.
Устойчивая социальная среда понимается как среда, обеспечивающая равенство социальных возможностей и препятствующая возникновению очагов социальной напряженности. Устойчивая социальная среда - это среда, в которой воспроизводятся условия для жизни и развития различных групп населения города, обеспечивающие улучшение конечных показателей качества жизни городского сообщества, таких как рост продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, снижение детской смертности, рост показателей удовлетворенности жизнью и уверенности в завтрашнем дне, снижение количества самоубийств и т.п.
Переход от борьбы со следствиями социального неблагополучия к преодолению причин, их порождающих, - вот первая исходная посылка для выбора средств достижения поставленной цели. Вторая базовая посылка - понимание социальной политики как взаимодействия индивида, самостоятельно и ответственно обеспечивающего свое благополучие, государства, создающего для этого соответствующие условия и защищающего в первую очередь тех, кто не может сделать это самостоятельно, и общественных объединений, выступающих партнерами государства и полноправными субъектами социальной политики. Необходимо смелее привлекать к оказанию социальных услуг негосударственные организации, например, церковные, стимулировать благотворительность.
Предложенная стратегия подразумевает формирование целостной системы обеспечения социальных запросов населения, базирующейся на сбалансированном учете и представительстве интересов различных групп горожан. Такой подход позволит придать социальной политике превентивный характер, ввести в практику социальную диагностику и "лечение" социальных проблем в начальной, скрытой фазе их развития.
Повышение устойчивости социальной среды предполагает реализацию права на труд для трудоспособных, создание равных возможностей для групп с особым социальным статусом и особыми потребностями и социальную защиту горожан, попавших в неблагополучную социальную ситуацию, обеспечение охраны здоровья всего населения. В качестве особого приоритета выделена задача формирования социальной защиты семьи и детства.
В сложившихся условиях реальная помощь нуждающимся людям может быть оказана при отказе от системы универсальных выплат и переходе к адресной социальной поддержке, основанной на показателе уровня семейного дохода. Первоочередными мерами в этом направлении являются разработка системы учета и проверки доходов, критериев нуждаемости, пересмотр ранее введенных льгот, использование заявительного порядка получения социальной помощи. Процесс субсидирования нуждающихся семей уже начался в части жилищных субсидий, однако он требует дальнейшего совершенствования и распространения на другие виды адресной социальной помощи. Это позволит оказывать дифференцированную помощь реально нуждающимся.
Решение задачи обеспечения равных возможностей для горожан с особым социальным статусом будет носить ярко выраженный целевой характер. Поддержка социально незащищенных слоев должна быть разнообразной и специализированной. В качестве приоритетных направлений выделены программы "Город и инвалиды", "Гериатрическая помощь", развитие системы социального обслуживания населения (домов престарелых, социального обслуживания по месту жительства и т.п.).
Крайне актуально создание эффективной системы социальной защиты семьи и детства. В этом направлении в городе пока еще сделано чрезвычайно мало, поэтому предстоит начать с разработки и внедрения активных форм административно-правовой защиты детей, с создания механизмов правовой защиты интересов семьи и ребенка. Помимо нормативно-правовых мер начнется реализации важнейших направлений Комплексной программы защиты семьи и детства в Санкт-Петербурге, предусматривающей снижение уровня беспризорности и безнадзорности, уменьшение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание системы центров поддержки и социальной и психологической реабилитации детей и подростков и т.п.
Для укрепления физического и психического здоровья петербуржцев, поддержания долголетней активной жизни каждого человека предусмотрены повышение качества профилактики заболеваемости, реформирование структуры лечебно-профилактической помощи матерям и детям, разработка и внедрение целевой программы льготного лекарственного обеспечения граждан, повышение доступности для всех слоев населения услуг учреждений физической культуры и спорта.
В отдельную цель выделено развитие образовательного, культурного и духовного потенциала петербуржцев. Данная цель подразумевает воспроизводство и эффективное использование такого особого, уникального ресурса города, который может быть обозначен как петербургское духовное пространство, петербургский культурный и духовный климат. Этот ресурс образуется из органического сочетания культурных, образовательных и духовных характеристик жителей города, которые традиционно придавали ему статус культурной, духовной столицы России. Имеется в виду комплекс социокультурных параметров, показатели развития которых издавна отличали петербуржцев высокий уровень общего и специального образования, интенсивное приобщение к культурным ценностям, гражданственность, гордость за свой город, его историю и культуру, особый стиль общения, интеллигентность, вежливость.
Для достижения цели необходимо прежде всего переломить ситуацию, когда все больше детей по разным причинам не могут реализовать свое право на образование, исключаются из образовательного процесса и подвергаются различным формам негативного воздействия социальной среды. Эта задача будет решаться посредством диверсификации образовательных программ, увеличения разнообразия видов и типов учебных заведений (гимназий, лицеев, кадетских корпусов, реальных училищ и т.п.). Особую социальную значимость будут иметь программы ликвидации второй смены в школе и очереди на устройство детей в детские дошкольные учреждения, создание системы центров психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся.
Воспроизводство петербургского менталитета требует роста качества школьного образования при интенсификации включения детей, подростков и молодежи в общественную и культурную жизнь города. Здесь предусмотрен переход на образовательные стандарты, гарантирующие получение образования надлежащего качества и соответствующие статусу Санкт-Петербурга, как одной из столиц мировой культуры; внедрение независимой системы аттестации учащихся; реализация концепции "Воспитание петербуржца" и целевых программ художественного образования и поддержки детского творчества "Культура и дети"; создание учебно-методического комплекса "Петербургский учебник". Особое место занимают целевые региональные программы "Молодежь Санкт-Петербурга", направленные на обеспечение социализации молодежи и включение ее потенциала в развитие города. Все это в совокупности позволит интегрировать усилия различных комитетов городской администрации, общественности, родителей и самих детей, подростков и молодежи в деле сохранения и приумножения того петербургского духовного потенциала, который является одним из главных стратегических ресурсов города.
Ускорение решения жилищной проблемы позволит снизить остроту одного из самых больных социальных вопросов города. В этих целях предполагается увеличение ввода жилья для малообеспеченных и социально незащищенных граждан в сочетании с предоставлением субсидий и льготных кредитов на покупку квартир. Новым направлением станет формирование социального жилищного фонда путем приобретения городом квартир на вторичном рынке, реконструкции пятиэтажек и общежитий. Дальнейшее развитие получит программа муниципального жилищного займа, который будет в основном ориентирован на конечных покупателей жилья.
Широкое внедрение ипотечного кредитования позволит значительно повысить платежеспособный спрос и будет стимулировать развертывание коммерческого жилищного строительства. Только сочетание различных источников финансирования приобретения жилья (зачет стоимости оставляемого жилья, городская субсидия, личные сбережения, рассрочка или ипотечный кредит) позволят широким слоям горожан постепенно улучшать жилищные условия.
Решению проблемы будут способствовать и развитие системы жилищных кооперативов, ссудо-сберегательных жилищных товариществ, индивидуального жилищного строительства. Для перелома ситуации очень важна модернизация строительного комплекса, которая приведет к снижению стоимости жилья. Большое значение имеет активизация процесса перераспределения жилья, развитие вторичного рынка. Одним из важнейших направлений будет реализация комплексной программы реконструкции старого жилищного фонда, которая решает и проблему улучшения городской среды и наиболее острые социально-жилищные проблемы (ликвидация коммуналок, продвижение городской очереди). В перспективе развернется также крайне необходимая программа модернизации жилой застройки первого периода массового домостроения.
Таким образом, основное содержание новой жилищной политики состоит в том, чтобы существенно расширить пути и способы приобретения горожанами жилья в соответствии с уровнем дохода и социального положения.
Назревшей проблемой является реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения. Действующая система содержания и ремонта жилищного фонда не обеспечивает надлежащее техническое и санитарное состояние зданий и прилегающей территории. Необходимы преобразования, направленные на создание частных и смешанных общественно-частных структур, заинтересованных в эффективном хозяйствовании.
Основной задачей реформирования системы обслуживания жилищного фонда является повышение качества работ при одновременном снижении производственных издержек в сфере городского хозяйства на основе создания конкурентной среды. Для этого демонополизация предоставления жилищно-коммунальных услуг, разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными организациями, введение конкурсных процедур отбора подрядчика, коммерциализация государственных ремонтно-эксплуатационных организаций, развитие товариществ собственников жилья с передачей им функций заказчика. Указанные меры будут сопровождаться снижением расходов городского бюджета на содержание жилищно-коммунальной сферы и введением системы семейных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм с учетом совокупного дохода семьи.
Ограниченность средств городского и федерального бюджетов явилась причиной того, что в последние годы резко снизился уровень транспортного обслуживания населения Петербурга. Учитывая остроту транспортной проблемы, затрагивающей все слои общества, необходима серьезная реорганизация общественного транспорта. Повышение качества обслуживания пассажиров городским общественным транспортом будет достигаться за счет оптимизации маршрутной сети на основе учета реальных пассажиропотоков, увеличения количества подвижного состава всех видов пассажирского транспорта, проведения комплекса мер по сохранению и совершенствованию трамвайной сети в центральных районах города.
Предусматривается повышение уровня организации дорожного движения путем внедрения автоматизированных систем управления, обеспечение приоритета общественного транспорта перед индивидуальным, внедрения систем маршрутного ориентирования с оснащением городских магистралей информацией о возможных маршрутах, ограничения въезда автомобильного транспорта в центр города.
Наряду с развитием системы городского общественного транспорта и повышением уровня организации дорожного движения следует расширять практику привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования транспортной системы города и перевозчиков различных форм собственности.
Стратегический план предусматривает определенные реформы и в системе управления городом и регионом. Властные структуры нужно нацелить на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса, добиться укрепления профессионализма кадров городского управления, увеличения степени открытости власти для общественного контроля, повышения уровня регламентированности функций чиновников. Основным принципом работы городской Администрации должно стать служение городу и горожанам, основной формой взаимоотношений - контракт между властью и жителями. Необходимо поддерживать всякую полезную инициативу горожан и способствовать развитию различных форм самоуправления и самоорганизации населения как ячеек гражданского общества.
Для этого предполагается создание системы информационно-координационных и обучающих центров для развития общественных объединений (в том числе, Дома демократии), принятие Закона о социальном заказе, Закона об общественной экспертизе целевых городских программ, формирование Совета по работе с общественными объединениями при губернаторе Санкт-Петербурга, принятие процедур, обеспечивающих привлечение общественных объединений, профессиональных ассоциаций и других заинтересованных организаций к работе Администрации и Законодательного Собрания над законами и нормами.
Для усиления координации и партнерства с Ленинградской областью предлагаются создание постоянно действующих структур и процедур взаимодействия при подготовке решений общерегионального значения, принятие двумя субъектами Российской Федерации Закона "О статусе пригородной зоны Санкт-Петербурга" и другие меры.
В систему целей Стратегического плана включено создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества. Это обусловлено важностью задач снижения уровня техногенных и природных опасностей для населения и повышения социальной безопасности. Среди техногенных опасностей выделяется радиационная, в связи с чем планируется разработка и реализация стратегии безопасной и стабильной работы комплекса радиационно опасных объектов (ЛАЭС и др.). В области социальной безопасности требуются консолидированные усилия по улучшению криминогенной обстановки и укреплению правопорядка в городе, снижению социальной напряженности.