Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - европейские ворота России*

 --------------------------

*Для просмотра рисунка воспользуйтесь гипертекстовой связью. Примечание "КОДЕКС".    

Реализация мер данного блока будет способствовать увеличению грузооборота порта до 80% его проектной пропускной способности (с 16 до 35 млн. т в год), в том числе по перевалке контейнеров - с 80 до 270 тысяч единиц, увеличению мультимодальных контейнерных перевозок внешнеторговых грузов с использованием железной дороги на 200-250 тысяч тонн в год, увеличению доли российских перевозчиков грузов автотранспортом.

В рамках стратегии укрепления конкурентоспособных промышленных производств вычленяются три звена: содействие расширению спроса на продукцию городских предприятий, содействие развитию внутрирегиональной кооперации как средства снижения затрат, повышение технического и технологического уровня производства.

Многие промышленные предприятия Санкт-Петербурга ориентированы на выполнение государственных заказов, поэтому представление их интересов на федеральном уровне должно стать одной из стратегических мер. При этом речь не идет о грубом лоббировании конкретных заводов. Уже введение и соблюдение честных конкурентных правил распределения государственного заказа позволит питерским предприятиям доказать свои преимущества. То же относится и к размещению городского заказа и городских закупок.

Совместные действия города и предприятий необходимы в целях завоевания петербургской промышленностью новых региональных и экспортных рынков. Для этого продолжится заключение межрегиональных соглашений, будут расширяться выставочная активность, создание бизнес-центров и торговых домов. Намечается организация представительств петербургского бизнеса в зарубежных городах, проведение торговых миссий, создание сервисных центров по обслуживанию изделий петербургских предприятий в других городах и странах. Целесообразна разработка и реализация Программы поддержки экспорта.

В судостроительной промышленности, традиционно сильной в Санкт-Петербурге, назрела потребность в коренной модернизации. Ее осуществление путем создания новой компакт-верфи с освобождением ценных центральных территорий для развития города представляет собой привлекательный со многих точек зрения масштабный проект, но требующий очень серьезного обоснования.

В последние годы доказали свою эффективность финансово-промышленные группы. Поддержка их создания в Санкт-Петербурге поможет подъему промышленности. Перспективными представляются и другие формы кооперирования и углубления внутригородских хозяйственных связей между предприятиями, финансовыми структурами, административными органами.

Причиной низкой конкурентоспособности многих промышленных предприятий остаются слабый менеджмент и технологическая отсталость. Поэтому необходимо содействие обновлению управленческих кадров на промышленных предприятиях, продажа государственных пакетов акций с целью обеспечения прихода на предприятие стратегического инвестора и квалифицированных менеджеров. Планом предусматривается поддержка программ по переподготовке управленцев промышленных предприятий Санкт-Петербурга, в частности обучение методам обоснования инвестиционных проектов.

Совокупность предложенных мер поможет интеграции ведущих отраслей промышленности города в мировую экономику как в смысле соответствия мировым стандартам, так и в смысле непосредственного участия в международном и внутрироссийском торговом обмене.

Образно говоря, практически вне конкуренции стоит получившая мировое признание петербургская культура. Именно богатый культурный потенциал Санкт-Петербурга может сыграть уникальную роль в возрождении и процветании города, став не только самостоятельным продуктом, но и катализатором развития деловой активности во всех отраслях, прежде всего - в отраслях, связанных с обслуживанием туристов.

Наличие огромного культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, а также отсутствие финансирования активных рекламных маркетинговых кампаний. Основной проблемой в этой сфере является увеличение продаж туристского продукта, превращение культурных событий в культурно-туристский продукт, создание устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга и повышение его привлекательности для туристов. Как мощные инструменты маркетинга города рассматриваются в плане проекты празднования 300-летия Санкт-Петербурга и объявления города культурной столицей (в рамках создаваемой по образцу ЕС программы "Культурные столицы России").

При наличии объектов уникальной привлекательности тормозом туризма становится отсутствие общих условий - комфортной и безопасной среды, разнообразия гостиниц, системы информации. Улучшить общие условия пребывания - первая задача в этой сфере. Вторая задача состоит в поддержке организаций, работающих в сфере туризма и культуры, создании для них благоприятного нормативно-правового поля, снятии излишних барьеров при сохранении контроля качества. Третья задача - нацеленный на перспективные секторы рынка маркетинг города в целом и отдельных туристских продуктов.

На решение названных задач направлены меры, включенные в план: создание информационных центров для туристов, развитие гостиничной сети, маркетинг Санкт-Петербурга, подготовка менеджеров, поддержка преобразований в курортном комплексе. Реализация этих мер будет усиливать позиции Санкт-Петербурга как мирового культурного и туристского центра.

Традиционно высокий уровень образования населения города и сложившиеся научные коллективы предопределяют перспективы таких видов деятельности, как наука, образование, инновации. Они рассматриваются совместно, во-первых, в силу сходства проблем, во-вторых, в силу важности кооперации для решения этих проблем. Именно взаимодействие, интеграция науки и высшей школы в нацеленности на инновационные проекты, на подготовку требующихся сегодня и завтра специалистов могут укрепить эту сферу, усилить ее позиции в России и мире. В рамках плана предложены подходы к решению проблем каждой из отраслей, позволяющие им повысить конкурентоспособность, а также намечены общие решения, направленные на улучшение инновационного климата в городе. Хороший инновационный климат означает: доступность системы подготовки и переподготовки кадров, наличие центров передовых технологий и оргструктур, облегчающих внедрение нововведений, налаженных взаимосвязей науки и производства.

На положение в сферах образования, науки и нововведений определяющее влияние оказывает политика финансирования и организации управления на федеральном уровне. Целеустремленное лоббирование федерального законодательства должно стать одним из важных направлений деятельности властей Санкт-Петербурга и общественных организаций. Необходимо расширить взаимодействие с федеральной исполнительной властью путем заключения договоров с различными министерствами и ведомствами.

Селективная поддержка отдельных направлений науки и образования обусловлена необходимостью структурной перестройки этого сектора. В условиях Санкт-Петербурга приоритетными направлениями представляются: научная информационная инфраструктура города (включая уникальные научные коллекции, архивы, библиотеки); биолого-медицинские науки, медицинские приборы и технологии, ресурсо- и энергосберегающие, экологически замкнутые технологии; фундаментальные научные исследования в областях, имеющих в городе школы мирового уровня; научные исследования и подготовка кадров в области гуманитарных и социальных наук.

Особую важность имеют прикладные научные исследования в сферах, тесно связанных с наукоемкой промышленностью города, способные создать базу инновационного производственного потенциала и структурного преобразования экономики (судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникации, энергомашиностроение).

Предлагается поддержать уже активно идущие процессы формирования системы инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур, ориентировать научно-технический и образовательный потенциал города на удовлетворение современных и перспективных потребностей рынка, включить образовательные учреждения Санкт-Петербурга в российскую и мировую образовательную систему. Заказы на образовательные услуги и исследования могут оплачиваться не только из федерального и местного бюджета, но и другими регионами и странами (например, СНГ), а также предприятиями. Нужно полнее использовать возможности привлечения студентами различных фондов для получения грантов на оплату образования.

Как и в прочих сферах, план акцентирует внимание на значении маркетинговых мероприятий, выдвигая задачу поддержать имидж Санкт-Петербурга как крупного инновационного, научного, образовательного центра.

Одной из самых динамичных в мировой экономике стала отрасль связи и телекоммуникаций. Быстро развивается она и в Санкт-Петербурге, создавая основу для интеграции в мировое информационное пространство. Санкт-Петербург имеет все необходимые предпосылки к созданию современной информационной сферы, способной удовлетворить информационные потребности населения, обеспечить международные деловые и научные контакты, а также повысить инвестиционную привлекательность города. Вторая стадия информатизации, в которую вступает Санкт-Петербург, характеризуется созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью общегородской телекоммуникационной сети.

Соответственно, в план включены меры, направленные на создание современной информационной инфраструктуры, формирование информационной культуры населения, облегчение доступа к городским информационным ресурсам.

Предполагается создание городской цифровой сети интегрального обслуживания, обеспечивающей высококачественную внутригородскую междугородную и международную телефонную связь и передачу данных, услуги электронной почты, радиомобильную связь, персональный радиовызов, охранную и пожарную сигнализацию, многоканальное телевидение, доступ в региональные, федеральные и мировые информационные сети, мультимедиауслуги.

Исходя из понимания важности информационной культуры населения, которая закладывается в процессе образования, в план включен проект формирования информационного пространства непрерывного образования, предполагающий использование и обучение современным информационным технологиям во всех звеньях образовательной системы Санкт-Петербурга, включая библиотеки.

Доступности информации для населения будет содействовать создание городской информационно-справочной системы на базе "электронных киосков". Создание системы государственных отраслевых и территориальных кадастров, регистров и баз данных обеспечит формирование единой системы городских информационных ресурсов с общей картографической и лингвистической основой, коммуникационной средой, системой защиты и режимом, обеспечивающим максимальную доступность информации при сохранении безопасности органов власти и управления, личной тайны граждан, прав граждан на информацию и баланса интересов личности, общества и государства.

Реализация намеченного позволит увеличить информационные ресурсы города, обеспечить к ним доступ, интегрировать город в мировое информационное пространство. Информационная интеграция является необходимым условием, решающим образом облегчающим интеграция в мировую экономику всех остальных рассмотренных групп отраслей.