Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

Первое стратегическое направление
"Формирование благоприятного хозяйственного климата"


Хозяйственный климат, под которым понимается комплекс экономических и административных (институциональных) условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.п., оказывает определяющее воздействие на развитие деловой активности в городе, и именно он определяет инвестиционную привлекательность городской экономики в стране и мире. Хозяйственный климат России пока не создает необходимых условий для эффективного функционирования рынков. В этой связи задача города - как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала, труда.

Это направление должно вывести Санкт-Петербург на одно из первых мест в России по инвестиционной привлекательности, сделать город максимально удобным для законной экономической деятельности. Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Санкт-Петербург. Необходимо максимально раскрепостить все здоровые силы в экономике, дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, минимизировать налоговое бремя, поддержать новый и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства.

Формирование благоприятного хозяйственного климата понимается как либерализация экономической деятельности, означающая не только повышение степени свободы поведения хозяйствующих субъектов, но и становление определенного хозяйственного порядка. При этом законодательная и исполнительная власти играют решающую роль в установлении правил деятельности для предпринимателей.

Либерализация экономики России позволяет выявить и реализовать конкурентные преимущества Санкт-Петербурга на мировом рынке, связанные прежде всего с внешнеэкономическими функциями. Открытая экономика приносит Санкт-Петербургу многократно больше пользы, чем протекционизм федеральных властей. Поэтому приоритетным направлением для властей города должна стать всесторонняя поддержка мер, содействующих расширению внешнеэкономических связей.

В городском сообществе сформировалось осознание необходимости изменения условий хозяйственной деятельности для эффективного использования всех факторов производства - труда, земли и капитала. В связи с этим первое направление Стратегического плана включает действия по совершенствованию:

условий деятельности предпринимателей и конкурентной среды,

налоговой системы  в целях создания условий для экономического роста,

рынка недвижимости и градостроительного регулирования,

рынка труда и трудовых отношений,

мобилизации финансовых ресурсов на рынке капитала.

Выбор задач и мер для включения в план обусловлен, в частности, возможностью получения реальных результатов в ближайшем будущем и не отменяет необходимости улучшения прочих аспектов хозяйственного климата.

В основу развития условий хозяйствования положены два принципа:

- поддержка производителей путем уменьшения налогового бремени, ликвидации препятствий для предпринимательской деятельности и осуществления антимонопольных мероприятий,

- создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов путем отмены льгот.

Именно равномерное распределение налогов будет способствовать развитию между производителями рыночной конкуренции взамен бюрократического торга за привилегии. Протекционистские меры, так же как и льготы по налогам, поддерживают на плаву фактических банкротов и сдерживают развитие конкуренции.

Основной формой протекционизма должна стать ликвидация препятствий для законной предпринимательской деятельности всех отраслей и инвесторов. Одним из наиболее сложных препятствий могут стать необоснованное завышение тарифов естественными монополистами, что может лишить конкурентных преимуществ все отрасли. Поэтому формирование эффективной конкурентной среды предполагает в качестве одного из первых условий создание системы контроля и регулирования естественных монополий. Как приоритетная задача обозначено обеспечение равнодоступности услуг естественных монополий и исключение ущемления интересов потребителей их продукции и услуг.

Принцип равнодоступности должен быть применен и при распределении городских заказов и осуществлении закупок из бюджета. Для этого необходимо продолжить работу по созданию соответствующих нормативных документов и системы информирования о распределяемых и предоставляемых городом заказах и ресурсах и о порядке участия в конкурсных процедурах для их получения. Требуют отладки и методы взаимодействия хозяйствующих субъектов с регулирующими и контролирующими службами и органами.

Необходимость изменения налогового режима в городе в направлении выравнивания условий налогообложения и снижения налогового бремени для всех обусловлена растущей конкуренцией с регионами России, и особенно Ленинградской областью, которая практикует значительные льготы для инвесторов на протяжении длительного периода. В этой игре регионов на понижение налоговых ставок, неизбежно усложняющей общий налоговый режим, Санкт-Петербург может выиграть, предложив ясные, простые и четкие правила хозяйственной деятельности на территории города.

Для улучшения инвестиционного климата необходимо ускорить формирование рыночной инфраструктуры и рационализировать процедуры в сфере недвижимости. В первую очередь, это упрощение процедур согласования проектов застройки, разработка зональных регламентов, расширение предложения земельных участков, обеспечение гарантий прав собственности. Необходимо на уровне закона Санкт-Петербурга освободить Администрацию от разрешительной функции и ограничить ее функции регистрацией прав собственности. Кроме того, важно обеспечить регламентированный (по возможности свободный) доступ к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью, а также об имеющихся сервитутах и градостроительных ограничениях. Необходимо реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования, предусмотрев введение эффективной правовой системы получения разрешений на проектирование и строительство, разработку и принятие градостроительных зональных регламентов изменений недвижимости, плана резервирования территорий, нового Генерального плана Санкт-Петербурга. Эти меры будут способствовать более полному использованию инвестиционного потенциала городской недвижимости.