Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического (управленческого) труда, обеспечивающий работникам возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Критерии квалификационных категорий указывают на качественные особенности уровня квалификации, профессионализма и результативности педагогического (управленческого) труда. Специалист может претендовать сразу на высшую категорию при условии, что он соответствует требованиям всех предшествующих категорий. Если соответствие специалиста требованиям разрядов устанавливается в зависимости от его стажа и образования, то соответствие специалиста требованиям квалификационных категорий устанавливается на основе Положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования (всех типов) Санкт-Петербурга, разработанного Комитетом по образованию.
Критерии квалификационных категорий специалистов сохраняют свое содержание независимо от вида образовательного учреждения и являются ориентиром для профессионального роста специалиста.
Критерии квалификационных категорий педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга включают:
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении коммуникативной культуры;
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении уровня сформированности профессиональной деятельности;
- требования, предъявляемые к специалисту в отношении результативности профессиональной деятельности.
Необходимость оценки коммуникативной культуры обусловлена спецификой педагогической деятельности, ролью педагога как образца социальных норм взаимодействия и той профессиональной позицией, которую он занимает в образовательном процессе.
В настоящее время действуют квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.08.95 N 463/1268. Квалификационные характеристики каждой должности содержат основные требования (разделы "Должностные обязанности" и "Должен знать"), а также квалификационные требования разрядов и категорий. Квалификационные характеристики являются основой для разработки должностных инструкций, определяющих конкретные обязанности отдельных исполнителей, а также для оценки уровня сформированности профессиональной деятельности специалиста.
В основе оценки результативности профессиональной деятельности лежит анализ достижений учащихся и воспитанников.
1.1. Критерии коммуникативной культуры специалиста.
При оценке коммуникативной культуры выявляется общая для педагогического (руководящего) работника тенденция к построению межличностных и деловых отношений, определяющая характер его общения с людьми. При этом во внимание принимаются проявления коммуникативной культуры, связанные с умением реализовывать на практике гуманистические, личностно-ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности.
К элементам коммуникативной культуры, которые являются объектом оценки при аттестации, относятся:
- наличие установки на реализацию способностей каждого учащегося, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;
- степень готовности к сотрудничеству с коллегами;
- степень готовности к сотрудничеству с родителями, общественностью;
- речевая культура.
Перечисленные выше элементы коммуникативной культуры изучаются по общепринятым и апробированным методикам, учитываются данные социометрии, результаты дополнительных наблюдений, сделанных независимыми экспертами при посещении открытых мероприятий, в процессе собеседования, аттестационных игр.
Суммарный результат выражается одним из суждений:
- безусловно высокая положительная оценка;
- преимущественно положительная оценка;
- в основном низкая оценка.
При этом уровень речевой культуры специалиста отмечается отдельно, и если он недостаточен, то присвоение категории становится невозможным. Лица, имеющие в основном низкую оценку, не могут претендовать на присвоение квалификационной категории.
1.2. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной деятельности.
Основой для оценки по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" являются требования к квалификации, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений и организаций образования.
Степень соответствия изложенным требованиям может быть выяснена путем экспертизы, организуемой аттестационной комиссией, или анализа представленных документов, подтверждающих уровень квалификации специалиста.
1.3. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности аттестуемого.
Оценка результативности складывается из трех показателей: