В качестве экспертов и членов аттестационной комиссии любого уровня могут выступать лица, имеющие лицензию установленного образца. Лицензия выдается в Университете педагогического мастерства после прохождения специальной подготовки к проведению аттестации.
Процедура аттестации, независимо от того, на какую категорию претендует специалист, проходит в 3 этапа (п.5 Положения об аттестационной комиссии).
I этап включает в себя разъяснительную работу принципов аттестации, самоанализ работников, написанное заявление.
Заявление подается: в Аттестационную комиссию образовательного учреждения, если специалист претендует на вторую категорию; в Районную аттестационную комиссию - если специалист претендует на присвоение первой или высшей квалификационных категорий. Заявление подается претендентом в любую аттестационную комиссию самостоятельно.
На I этапе аттестации идет углубленная работа членов комиссии с заявлениями. Она предполагает:
а) регистрацию и анализ заявлений;
б) формирование экспертных групп.
II этап аттестации на всех уровнях (учреждение, район, город) предусматривает экспертную оценку по трем критериям квалификационных категорий педагогического работника.
а) Экспертиза коммуникативной культуры.
Лицам, отказавшимся проходить экспертизу по параметрам "коммуникативная культура", выдается аттестационная карта с соответствующими рекомендациями (прохождение тренинга по коммуникативной культуре, технике речи, изменение стиля общения, осуществление самокоррекции деловых и межличностных отношений, освоение приемов аутотренинга и др.). К последующим этапам они не допускаются.
б) Экспертиза уровня сформированности профессиональной деятельности проводится на основании материалов, представленных в приложении к заявлению, или на основании непосредственного наблюдения за профессиональной деятельностью.
Отсутствие приложения не может служить основанием для отказа в прохождении аттестации и присвоении категории. В этом случае все необходимые данные должны быть получены в ходе экспертизы, организуемой комиссией. Для заключения по параметру "уровень сформированности профессиональной деятельности" эксперты должны сделать вывод о степени соответствия квалификации работника каждому из требований, изложенных в тарифно-квалификационных характеристиках.
Вывод обосновывается конкретными данными и заносится в аттестационную карту и лист экспертизы.
в) Экспертиза результативности профессиональной деятельности.
Проводится по трем показателям (см. п.1.3 настоящих Правил):
- экспертиза соответствия индивидуальных достижений учащихся установленным образовательным стандартам предполагает выявление уровня индивидуальных достижений учащихся с учетом их реальных возможностей. Обязательным условием является соответствие достигнутых результатов установленным стандартам всеми или подавляющим большинством учащихся (если отставание отдельных учеников от требований стандартов может быть достаточно убедительно мотивировано);
- экспертиза создания педагогом условий для проявления учащимися своих творческих возможностей предполагает выявление наличия у воспитанников положительного отношения к изучаемому предмету (учебе, образовательному учреждению); участия педагога в реализации дополнительных развивающих программ и мероприятий; характера заданий и степени их дифференциации и индивидуализации;
- экспертиза сохранения контингента, с которым работает педагог, предполагает выявление его умения и стремления результативно работать с каждым учащимся (воспитанником) в рамках заданной спецификации (одаренные дети, дети с задержкой в развитии, учащиеся компенсирующего классов, спецшкол и др.), не допускать отсева, обеспечивать динамику развития личности.
Выводы заносятся в соответствующие экспертные заключения. Аттестуемый должен быть ознакомлен с результатами экспертизы по каждому параметру.
На завершающем III этапе аттестационная комиссия принимает решение на основании представленных экспертных заключений.
Решение оформляется протоколом и заносится в аттестационную карту и аттестационный лист.
В случае отрицательного решения аттестационная комиссия может дать рекомендации работнику по совершенствованию его квалификации.
Конкретные рекомендации по аттестации отдельных категорий педагогических работников разрабатываются рабочими группами Главной аттестационной комиссии и утверждаются ею самостоятельно.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"