Действующий

О Законе Санкт-Петербурга "О Программе Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 годы"

Характеристика проблемы

Положение с условиями и охраной труда по Санкт-Петербургу в 1996 (как и в 1994-1995 годах) по оценкам органа управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда, Центра Госсанэпиднадзора и других федеральных надзорных органов, государственной инспекции по охране труда по Санкт-Петербургу крайне неблагоприятно. Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, другими нормативными правовыми актами по охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, на практике реально не обеспечиваются, т.к. во многом отсутствуют механизмы их реализации.

В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Более того, сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений в области труда негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателя экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе установленных льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

63,2% работающих в городе пользуются правом хотя бы на одну из льгот и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда, в том числе 13,7% работников от общей численности работающих имеют пенсии на льготных основаниях.

В 1995 году на предприятиях и в организациях России от травм на производстве пострадало 270 437 человек. Для 6 770 человек травмы завершились смертельным исходом; в Санкт-Петербурге на производстве пострадало 4 000 человек. Для 120 человек травмы завершились смертельным исходом, 256 человек стали инвалидами.

В неблагоприятных условиях труда, тяжелым физическим трудом и на устаревшем оборудовании (по результатам выборочной проверки предприятий ряда отраслей) в 1995 году в Санкт-Петербурге было занято более 16% работающих. Доля женщин, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 9,1%.

Положение с охраной труда не изменилось к лучшему и в 1996 году. Особенно неблагополучное положение с охраной труда складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, число которых постоянно растет.

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 1995 году составили 131,2 тыс. чел./дней, на одного пострадавшего пришлось 32,4 дня, в 1994 году соответственно 30,7 дня. Эта тенденция сохраняется и в 1996 году.

Материальные последствия несчастных случаев только в Санкт-Петербурге составили 4,9 млрд. рублей или в расчете на одного пострадавшего 1 199,7 тыс. рублей.

В Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.01.97) произошло 179 несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию органами надзора и контроля за охраной труда, в том числе 115 человек погибло на производстве. Около 40% погибших работали на предприятиях новых форм собственности.

Из анализа производственного травматизма следует, что устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли строительства и промстройматериалов, автотранспорта и дорожного хозяйства, электропромышленности и электростанций, а также местная промышленность.

Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа основных фондов (до 50-70%). Острая нехватка финансовых возможностей привела к снижению средств на охрану труда, модернизацию и замену морально и физически устаревшего оборудования, на внедрение безопасных средств индивидуальной защиты работающих и прогрессивных безвредных технологий.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость, которая ежегодно регистрируется органами надзора и контроля Санкт-Петербурга на предприятиях города и, как показывает анализ, не снижается.

За 1996 год на предприятиях города, по данным Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга, зарегистрировано 259 случаев профессиональных заболеваний, что на 76 случаев больше, чем в 1995 году. Из общего числа профзаболеваний 99% составляют хронические, сопровождающиеся, как правило, утратой профессиональной пригодности и трудоспособности.

В структуре профессиональной заболеваемости преобладает группа заболеваний опорно-двигательного аппарата - 25,6%, заболевания органов дыхания - 25,2%, органов слуха - 5,2%, вибрационная болезнь - 20,8%, хронические интоксикации - 12,4%.

В 1996 году среди пострадавших зарегистрировано 106 случаев профзаболеваний у женщин, что составляет 42,2% от общего числа зарегистрированных профзаболеваний. В 1995 году было зарегистрировано 72, а в 1994 году - 76 случаев.

Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:

- несовершенство технологических процессов, преобладание ручного труда, недостаточная автоматизация и механизация технологических процессов;

- отсутствие профессионального отбора при приеме на работу;

- низкое качество предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;

- профессиональная заболеваемость в основном регистрируется у стажированных рабочих, имеющих контакт с вредными факторами, вызывающими профзаболевания, 10 лет и более.

Критическое положение с охраной труда в городе обусловлено еще одной проблемой - ликвидацией или сокращением служб охраны труда на предприятиях.

Принятие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда - важное событие в России, в законодательстве о труде, в защите социальных гарантий, работающих на безопасные условия труда.

Однако "Основы..." не содержат целого ряда конкретных норм, требований и механизмов исполнения их отдельных статей. Принимаемые органами исполнительной власти по труду субъектов Федерации разъяснения, определяющие порядок применения отдельных статей Основ..., носят рекомендательный характер и потому практически не действуют в полной мере. С целью усиления социальной защиты работников города подготовлен проект Закона Санкт-Петербурга "Об охране труда", который предусматривает правовые нормы, позволяющие решить важнейшие проблемы охраны труда.

Решение проблем охраны труда требует повышения действенности государственного и общественного контроля. Сформировать новое осознание необходимости беречь жизнь и здоровье работающих, повернуться лицом к проблемам охраны и безопасности труда непростая, но очень важная государственная задача.