ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 1997 года N 30


О Законе Санкт-Петербурга "О Программе
Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 годы"

В целях проведения государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Одобрить прилагаемый проект Закона Санкт-Петербурга "О Программе Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг."

2. Предложить губернатору Санкт-Петербурга внести проект Закона Санкт-Петербурга "О Программе "Охрана труда" на 1998-2000 гг." на утверждение Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев

     

     

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О Программе Санкт-Петербурга
"Охрана труда" на 1998-2000 гг.

Принят Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга                   "___" _________ 1997 г.

Статья 1

Утвердить Программу Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. согласно приложению.

Статья 2

Средства для реализации Программы Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. выделяются из бюджета Санкт-Петербурга на 1998, 1999 и 2000 годы.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев


Санкт-Петербург

"___" ________ 1997 г.

N ___



Приложение

к Закону Санкт-Петербурга
"Об утверждении Программы
Санкт-Петербурга
"Охрана труда"
на 1998-2000 гг."
от "___" ________ 1997 г. N ___


ПРОГРАММА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

"Охрана труда"

на 1998-2000 гг.


Паспорт
Программы Санкт-Петербурга
"Охрана труда" на 1998-2000 гг.

Законодательная         Конституция Российской Федерации ст.37 п.3,
нормативная правовая    ст.41, ст.42;
база программы:         Основы законодательства Российской Федерации
                        об охране труда;
                        Кодекс законов о труде Российской Федерации;
                        Указ Президента Российской Федерации от
                        20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных
                        мерах по обеспечению здоровья населения
                        Российской Федерации";
                        Постановление Правительства Российской
                        Федерации от 26 августа 1995 года N 843
                        "О мерах по улучшению условий и охраны
                        труда";
                        Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга
                        на 1997-98 гг.;
                        Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда
                        и производственной среде.

Государственный         Администрация Санкт-Петербурга
заказчик:

Исполнители:            Комитет по труду и социальной защите
                        населения Санкт-Петербурга;
                        Комитет по занятости населения
                        Санкт-Петербурга;
                        Комитет финансов Санкт-Петербурга;
                        Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга;
                        Управление по охране окружающей среды;
                        Санкт-Петербургский городской центр
                        профпатологии и реабилитации
                        профессиональных больных (ГЦП и РПБ);
                        Научно-исследовательский институт охраны
                        труда (Санкт-Петербургская государственная
                        академия охраны труда России
                        Министерства труда и социального развития
                        Российской Федерации);
                        Союз промышленников и предпринимателей
                        Санкт-Петербурга;
                        Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга
                        и Ленинградской области;
                        Международная академия наук, экологии
                        и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ);
                        учебно-методический центр "Охрана труда"
                        (базовый межотраслевой) - (ЦОТ);
                        Медицинская академия последипломного
                        образования (МАПО);
                        Северо-Западный округ государственного
                        горно-технического надзора (ГГТН);
                        Центр Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга
                        (ЦГСЭН);
                        некоммерческое партнерство "Управление
                        по внедрению сертифицированных средств
                        индивидуальной защиты работающих" при
                        органе по труду (Управление по внедрению
                        СИЗ);
                        научно-производственная фирма "СИЗОД"
                        (НПФ "СИЗОД");
                        Балтийский государственный технический
                        университет;
                        Университет экономики и финансов;
                        Всероссийский научно-исследовательский
                        институт конструкционных материалов
                        "Прометей" (ВНИИ "Прометей");
                        Санкт-Петербургский комплекс социально-
                        трудовой реабилитации инвалидов "Контакт";
                        Санкт-Петербургский научно-исследовательский
                        институт экспертизы трудоспособности и
                        организации труда инвалидов(СПбНИЭТИН);
                        научно-производственное объединение
                        "Центральный котлотурбинный институт
                        им.Ползунова";
                        "Госрадиопроект";
                        Фонд охраны труда Санкт-Петербурга

Срок реализации         1998-2000 гг.
Программы

Основные разделы        1. Совершенствование государственной системы
Программы               управления охраной труда
                        2. Законодательное нормативное правовое
                        обеспечение охраны труда
                        3. Научное обеспечение охраны труда
                        4. Организационно-техническое обеспечение
                        охраны труда
                        5. Обучение работников, подготовка
                        специалистов по охране труда, информационное
                        обеспечение
                        6. Обеспечение медицинской и
                        профессиональной реабилитации пострадавших
                        на производстве
                        7. Аттестация рабочих мест и сертификация
                        производственных объектов на соответствие
                        требованиям по охране труда и
                        природоохранного законодательства

Координация работы      Комитет по труду и социальной защите
и контроль за           населения;
реализацией             Межведомственная комиссия по охране труда
Программы               Санкт-Петербурга

Ожидаемые               Снижение производственного травматизма,
результаты              профессиональной заболеваемости,
                        улучшение социальной защиты различных
                        категорий работников

Финансирование          Финансирование Программы осуществляется за
                        счет ассигнований, выделяемых ежегодно
                        отдельной строкой в бюджете Санкт-
                        Петербурга, Фонда охраны труда Санкт-
                        Петербурга и за счет собственных средств
                        исполнителей мероприятий Программы.
                        Общая сумма затрат из бюджета Санкт-
                        Петербурга на Программу на 1998-2000 гг.
                        составляет 17,8 млрд.руб.
                        Из городского бюджета на 1998 год
                        требуемая расчетная сумма составляет
                        5,8 млрд.руб.

Основные положения
Программы Санкт-Петербурга
"Охрана труда" на 1998-2000 гг.

Программа Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. разработана Комитетом по труду и социальной защите населения совместно с заинтересованными организациями в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда", Указом Президента Российской Федерации от 20.04.93 N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Характеристика проблемы

Положение с условиями и охраной труда по Санкт-Петербургу в 1996 (как и в 1994-1995 годах) по оценкам органа управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда, Центра Госсанэпиднадзора и других федеральных надзорных органов, государственной инспекции по охране труда по Санкт-Петербургу крайне неблагоприятно. Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, другими нормативными правовыми актами по охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, на практике реально не обеспечиваются, т.к. во многом отсутствуют механизмы их реализации.

В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Более того, сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений в области труда негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателя экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе установленных льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

63,2% работающих в городе пользуются правом хотя бы на одну из льгот и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда, в том числе 13,7% работников от общей численности работающих имеют пенсии на льготных основаниях.

В 1995 году на предприятиях и в организациях России от травм на производстве пострадало 270 437 человек. Для 6 770 человек травмы завершились смертельным исходом; в Санкт-Петербурге на производстве пострадало 4 000 человек. Для 120 человек травмы завершились смертельным исходом, 256 человек стали инвалидами.

В неблагоприятных условиях труда, тяжелым физическим трудом и на устаревшем оборудовании (по результатам выборочной проверки предприятий ряда отраслей) в 1995 году в Санкт-Петербурге было занято более 16% работающих. Доля женщин, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 9,1%.

Положение с охраной труда не изменилось к лучшему и в 1996 году. Особенно неблагополучное положение с охраной труда складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, число которых постоянно растет.

Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 1995 году составили 131,2 тыс. чел./дней, на одного пострадавшего пришлось 32,4 дня, в 1994 году соответственно 30,7 дня. Эта тенденция сохраняется и в 1996 году.

Материальные последствия несчастных случаев только в Санкт-Петербурге составили 4,9 млрд. рублей или в расчете на одного пострадавшего 1 199,7 тыс. рублей.

В Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.01.97) произошло 179 несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию органами надзора и контроля за охраной труда, в том числе 115 человек погибло на производстве. Около 40% погибших работали на предприятиях новых форм собственности.

Из анализа производственного травматизма следует, что устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли строительства и промстройматериалов, автотранспорта и дорожного хозяйства, электропромышленности и электростанций, а также местная промышленность.

Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа основных фондов (до 50-70%). Острая нехватка финансовых возможностей привела к снижению средств на охрану труда, модернизацию и замену морально и физически устаревшего оборудования, на внедрение безопасных средств индивидуальной защиты работающих и прогрессивных безвредных технологий.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость, которая ежегодно регистрируется органами надзора и контроля Санкт-Петербурга на предприятиях города и, как показывает анализ, не снижается.

За 1996 год на предприятиях города, по данным Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга, зарегистрировано 259 случаев профессиональных заболеваний, что на 76 случаев больше, чем в 1995 году. Из общего числа профзаболеваний 99% составляют хронические, сопровождающиеся, как правило, утратой профессиональной пригодности и трудоспособности.

В структуре профессиональной заболеваемости преобладает группа заболеваний опорно-двигательного аппарата - 25,6%, заболевания органов дыхания - 25,2%, органов слуха - 5,2%, вибрационная болезнь - 20,8%, хронические интоксикации - 12,4%.

В 1996 году среди пострадавших зарегистрировано 106 случаев профзаболеваний у женщин, что составляет 42,2% от общего числа зарегистрированных профзаболеваний. В 1995 году было зарегистрировано 72, а в 1994 году - 76 случаев.

Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:

- несовершенство технологических процессов, преобладание ручного труда, недостаточная автоматизация и механизация технологических процессов;

- отсутствие профессионального отбора при приеме на работу;

- низкое качество предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;

- профессиональная заболеваемость в основном регистрируется у стажированных рабочих, имеющих контакт с вредными факторами, вызывающими профзаболевания, 10 лет и более.

Критическое положение с охраной труда в городе обусловлено еще одной проблемой - ликвидацией или сокращением служб охраны труда на предприятиях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»