В целях проведения государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Закона Санкт-Петербурга "О Программе Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг."
2. Предложить губернатору Санкт-Петербурга внести проект Закона Санкт-Петербурга "О Программе "Охрана труда" на 1998-2000 гг." на утверждение Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Санкт-Петербурга Щербакова В.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Принят Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга "___" _________ 1997 г.
Утвердить Программу Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. согласно приложению.
Средства для реализации Программы Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. выделяются из бюджета Санкт-Петербурга на 1998, 1999 и 2000 годы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
"___" ________ 1997 г.
N ___
Приложение
ПРОГРАММА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
"Охрана труда"
на 1998-2000 гг.
Паспорт
Программы Санкт-Петербурга
"Охрана труда" на 1998-2000 гг.
Законодательная Конституция Российской Федерации ст.37 п.3,
нормативная правовая ст.41, ст.42;
база программы: Основы законодательства Российской Федерации
об охране труда;
Кодекс законов о труде Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от
20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных
мерах по обеспечению здоровья населения
Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской
Федерации от 26 августа 1995 года N 843
"О мерах по улучшению условий и охраны
труда";
Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга
на 1997-98 гг.;
Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда
и производственной среде.
Государственный Администрация Санкт-Петербурга
заказчик:
Исполнители: Комитет по труду и социальной защите
населения Санкт-Петербурга;
Комитет по занятости населения
Санкт-Петербурга;
Комитет финансов Санкт-Петербурга;
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга;
Управление по охране окружающей среды;
Санкт-Петербургский городской центр
профпатологии и реабилитации
профессиональных больных (ГЦП и РПБ);
Научно-исследовательский институт охраны
труда (Санкт-Петербургская государственная
академия охраны труда России
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации);
Союз промышленников и предпринимателей
Санкт-Петербурга;
Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга
и Ленинградской области;
Международная академия наук, экологии
и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ);
учебно-методический центр "Охрана труда"
(базовый межотраслевой) - (ЦОТ);
Медицинская академия последипломного
образования (МАПО);
Северо-Западный округ государственного
горно-технического надзора (ГГТН);
Центр Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга
(ЦГСЭН);
некоммерческое партнерство "Управление
по внедрению сертифицированных средств
индивидуальной защиты работающих" при
органе по труду (Управление по внедрению
СИЗ);
научно-производственная фирма "СИЗОД"
(НПФ "СИЗОД");
Балтийский государственный технический
университет;
Университет экономики и финансов;
Всероссийский научно-исследовательский
институт конструкционных материалов
"Прометей" (ВНИИ "Прометей");
Санкт-Петербургский комплекс социально-
трудовой реабилитации инвалидов "Контакт";
Санкт-Петербургский научно-исследовательский
институт экспертизы трудоспособности и
организации труда инвалидов(СПбНИЭТИН);
научно-производственное объединение
"Центральный котлотурбинный институт
им.Ползунова";
"Госрадиопроект";
Фонд охраны труда Санкт-Петербурга
Срок реализации 1998-2000 гг.
Программы
Основные разделы 1. Совершенствование государственной системы
Программы управления охраной труда
2. Законодательное нормативное правовое
обеспечение охраны труда
3. Научное обеспечение охраны труда
4. Организационно-техническое обеспечение
охраны труда
5. Обучение работников, подготовка
специалистов по охране труда, информационное
обеспечение
6. Обеспечение медицинской и
профессиональной реабилитации пострадавших
на производстве
7. Аттестация рабочих мест и сертификация
производственных объектов на соответствие
требованиям по охране труда и
природоохранного законодательства
Координация работы Комитет по труду и социальной защите
и контроль за населения;
реализацией Межведомственная комиссия по охране труда
Программы Санкт-Петербурга
Ожидаемые Снижение производственного травматизма,
результаты профессиональной заболеваемости,
улучшение социальной защиты различных
категорий работников
Финансирование Финансирование Программы осуществляется за
счет ассигнований, выделяемых ежегодно
отдельной строкой в бюджете Санкт-
Петербурга, Фонда охраны труда Санкт-
Петербурга и за счет собственных средств
исполнителей мероприятий Программы.
Общая сумма затрат из бюджета Санкт-
Петербурга на Программу на 1998-2000 гг.
составляет 17,8 млрд.руб.
Из городского бюджета на 1998 год
требуемая расчетная сумма составляет
5,8 млрд.руб.
Программа Санкт-Петербурга "Охрана труда" на 1998-2000 гг. разработана Комитетом по труду и социальной защите населения совместно с заинтересованными организациями в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда", Указом Президента Российской Федерации от 20.04.93 N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".
Положение с условиями и охраной труда по Санкт-Петербургу в 1996 (как и в 1994-1995 годах) по оценкам органа управления охраной труда, государственной экспертизы условий труда, Центра Госсанэпиднадзора и других федеральных надзорных органов, государственной инспекции по охране труда по Санкт-Петербургу крайне неблагоприятно. Права трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, другими нормативными правовыми актами по охране труда, в том числе по гигиене и медицине труда, на практике реально не обеспечиваются, т.к. во многом отсутствуют механизмы их реализации.
В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Более того, сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений в области труда негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателя экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе установленных льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
63,2% работающих в городе пользуются правом хотя бы на одну из льгот и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях труда, в том числе 13,7% работников от общей численности работающих имеют пенсии на льготных основаниях.
В 1995 году на предприятиях и в организациях России от травм на производстве пострадало 270 437 человек. Для 6 770 человек травмы завершились смертельным исходом; в Санкт-Петербурге на производстве пострадало 4 000 человек. Для 120 человек травмы завершились смертельным исходом, 256 человек стали инвалидами.
В неблагоприятных условиях труда, тяжелым физическим трудом и на устаревшем оборудовании (по результатам выборочной проверки предприятий ряда отраслей) в 1995 году в Санкт-Петербурге было занято более 16% работающих. Доля женщин, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 9,1%.
Положение с охраной труда не изменилось к лучшему и в 1996 году. Особенно неблагополучное положение с охраной труда складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, число которых постоянно растет.
Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 1995 году составили 131,2 тыс. чел./дней, на одного пострадавшего пришлось 32,4 дня, в 1994 году соответственно 30,7 дня. Эта тенденция сохраняется и в 1996 году.
Материальные последствия несчастных случаев только в Санкт-Петербурге составили 4,9 млрд. рублей или в расчете на одного пострадавшего 1 199,7 тыс. рублей.
В Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.01.97) произошло 179 несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию органами надзора и контроля за охраной труда, в том числе 115 человек погибло на производстве. Около 40% погибших работали на предприятиях новых форм собственности.
Из анализа производственного травматизма следует, что устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли строительства и промстройматериалов, автотранспорта и дорожного хозяйства, электропромышленности и электростанций, а также местная промышленность.
Практически во всех отраслях экономики сохраняется высокая степень износа основных фондов (до 50-70%). Острая нехватка финансовых возможностей привела к снижению средств на охрану труда, модернизацию и замену морально и физически устаревшего оборудования, на внедрение безопасных средств индивидуальной защиты работающих и прогрессивных безвредных технологий.
Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость, которая ежегодно регистрируется органами надзора и контроля Санкт-Петербурга на предприятиях города и, как показывает анализ, не снижается.
За 1996 год на предприятиях города, по данным Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга, зарегистрировано 259 случаев профессиональных заболеваний, что на 76 случаев больше, чем в 1995 году. Из общего числа профзаболеваний 99% составляют хронические, сопровождающиеся, как правило, утратой профессиональной пригодности и трудоспособности.
В структуре профессиональной заболеваемости преобладает группа заболеваний опорно-двигательного аппарата - 25,6%, заболевания органов дыхания - 25,2%, органов слуха - 5,2%, вибрационная болезнь - 20,8%, хронические интоксикации - 12,4%.
В 1996 году среди пострадавших зарегистрировано 106 случаев профзаболеваний у женщин, что составляет 42,2% от общего числа зарегистрированных профзаболеваний. В 1995 году было зарегистрировано 72, а в 1994 году - 76 случаев.
Основными причинами профессиональной заболеваемости являются:
- несовершенство технологических процессов, преобладание ручного труда, недостаточная автоматизация и механизация технологических процессов;
- отсутствие профессионального отбора при приеме на работу;
- низкое качество предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
- профессиональная заболеваемость в основном регистрируется у стажированных рабочих, имеющих контакт с вредными факторами, вызывающими профзаболевания, 10 лет и более.
Критическое положение с охраной труда в городе обусловлено еще одной проблемой - ликвидацией или сокращением служб охраны труда на предприятиях.