Недействующий

Об организации учета энергоресурсов и воды в городском хозяйстве (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2011 N 664)

1. Существующее положение и проблемы
в энергоучете в Санкт-Петербурге

В настоящее время энергоучет (тепла, горячей и холодной воды, газа) в Санкт-Петербурге находится в начальной стадии его внедрения. Существующее положение с учетом энергоресурсов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать следующим образом.

Приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов оснащены котельные и теплоэлектроцентрали. Значительная часть зданий, принадлежащих коммерческим организациям, имеет приборы учета тепловой энергии и холодной воды, а в случае теплоснабжения от находящихся на их балансе газовых котельных - счетчики расхода газа.

Здания муниципального жилого фонда (за исключением нескольких демонстрационных объектов) приборов теплового учета не имеют. Приборы учета потребления холодной воды в большинстве жилых зданий демонтированы. Приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также газа в жилых квартирах отсутствуют.

Однако следует указать, что в 60-е годы приборы учета газа и холодной воды имелись практически в каждом доме, а газовые счетчики - в большинстве квартир, но низкие цены на энергоносители не способствовали в то время поддержанию парка приборов учета в работоспособном состоянии и не окупали затрат на их техническое обслуживание. Следствием падения спроса на приборы энергоучета явилось значительное отставание данной отрасли от мирового уровня.

Формирование в последние годы рыночных отношений и как следствие рост цен на энергоносители способствовали появлению на отечественном рынке значительного количества различных типов приборов учета, в том числе поставляемых из-за рубежа.

На основе зарубежного опыта и результатов эксплуатации ряда объектов в нашей стране можно сделать вывод, что внедрение коммерческого учета тепловой энергии в тепловых пунктах и абонентских вводах позволит снизить потребление энергии и соответственно размер ее оплаты до 20%. При значительном недоотпуске тепловой энергии, имеющем место последние годы, размер экономии может составлять меньшую величину (10-15%). Однако введение коммерческого учета, предусматривающее при определении размеров оплаты не только количество, но и качество отпускаемой энергии, будет способствовать улучшению качественных показателей теплоснабжения, а следовательно - повышению теплового комфорта в отапливаемых помещениях.

Еще большую экономию энергоресурсов (до 30-40%) дает поквартирный учет горячей и холодной воды, газа и тепла. Кроме того, осуществление коммерческого учета является необходимым предварительным условием реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий.

Массовое применение приборов коммерческого учета энергоносителей сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия эффективного экономического механизма, стимулирующего как производителей, так и потребителей энергии осуществлять энергоучет, а также из-за сложностей технического характера.

До сих пор на федеральном и региональном уровнях не утверждены "Правила пользования тепловой энергией", жестко регламентирующие взаимоотношения производителей, перепродавцов и потребителей тепловой энергии при ее отпуске, распределении и потреблении в системе теплоснабжения.

Не работает экономический механизм, стимулирующий производителей и массовых потребителей тепловой энергии к реализации мероприятий по ее экономичному использованию.

Не создан внебюджетный фонд, за счет средств которого было бы возможно планомерно осуществлять комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий.

Технические решения существующих инженерных систем и архитектурно-планировочные решения зданий затрудняют, а в отдельных случаях исключают возможность (без проведения комплекса работ по реконструкции систем) установки и нормальной эксплуатации подобных приборов.

Установка счетчиков поквартирного учета в существующем жилом фонде сопряжена с целым комплексом осложняющих факторов:

сложность выделения легкодоступных мест для установки счетчиков в плотно заставленной квартире;

необходимость частичной перекладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и почти полной перекладки внутриквартирных газопроводов;

незаинтересованность жильцов в установке приборов в связи с низкими тарифами на отпускаемые энергоресурсы и воду.

Энергоснабжение современного благоустроенного жилого фонда складывается из следующих компонентов (цифры усредненные):

отопление - 50%;

горячее водоснабжение - 30%;

электроснабжение - 10%;

газоснабжение - 10%.

В настоящее время поквартирный учет потребляемой энергии осуществляется только в системах электроснабжения, т.е. охватывает примерно десятую часть расходуемой энергии.

Не без труда, но все же можно наладить поквартирный учет расхода газа, холодной и горячей воды. Возникает также ряд сложностей, связанных с выполнением требований по условиям эксплуатации и сохранности приборов коммерческого учета тепла при установке их на местных (абонентских) тепловых вводах, групповых и центральных тепловых пунктах. Подавляющее большинство тепловых пунктов расположено в подвальных помещениях, не отвечающих условиям хранения и технического обслуживания приборов, что потребует дополнительных затрат на благоустройство этих помещений.

При разработке новых технических решений систем инженерного оборудования вновь возводимых и капитально реконструируемых зданий необходимо предусматривать возможность установки узлов поквартирного учета всех видов энергоносителей, в том числе расходов тепла на отопление согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 17.09.96 N 217.