При создании государственного предприятия, учреждения, при принятии решения об участии государства в деятельности коммерческих или некоммерческих организаций, а также применительно ко всем действующим организациям должна быть осознана цель государства, вытекающая из его функций и задач, выражена вовне, документально закреплена и, таким образом, очевидна для самой организации и всех третьих лиц.
Интересам достижения этой цели должна быть подчинена деятельность соответствующей организации, управляющих и политика государства в сфере управления. Применительно к целям должны дифференцироваться подходы и порядок определения критериев достижения цели, выбора управляющих, построение системы контроля за деятельностью управляющих и организаций.
Целью государства в деятельности коммерческих организаций, как правило, является получение дивидендов (части прибыли предприятия). Государственные интересы в связи с реализацией данной цели предполагают такие управленческие усилия, которые должны привести к стабильному получению дохода государством от деятельности организаций в максимальном размере. Исключения из этого правила, применительно к коммерческим организациям (выполняющим социальные функции, функции регулирования естественных монополий и т.д.), должны быть особо оговорены. В случае отсутствия такой оговорки государственные органы в практике принятия управленческих решений применительно к коммерческим организациям должны исходить из презумпции цели получения дохода.
Интересы государства в деятельности некоммерческих организаций (а при наличии указанной выше оговорки и коммерческих организаций) вне зависимости от цели государства, преследуемой в их деятельности, предполагают ее достижение (определенных качественных показателей результата деятельности организаций) наиболее экономичным образом.
Применительно к ряду крупных государственных промышленных предприятий (в т.ч. предприятий оборонно-промышленного комплекса) в соответствии с Концепцией реформирования промышленных предприятий, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга 10.09.98, предполагая перспективную цель получения дохода от их деятельности в будущем, государство преследует промежуточную цель повышения их финансовой устойчивости, сохранения ядра созданного в течение многих лет научного, технологического, производственного потенциала промышленности, сохранения рабочих мест на этих предприятиях, обеспечивающего благоприятную социальную ситуацию в Санкт-Петербурге. Указанные цели достигаются путем реструктуризации этих предприятий, т.е. приведения организационной и производственной структуры предприятий, их мощностей, состава имущества, площади занимаемых земельных участков в соответствие с теми объемами продукции этих предприятий, на которые имеется реальный платежеспособный спрос на рынке. В современной экономической ситуации, характеризующейся общим спадом производства, существенным снижением оборонного государственного заказа, производственные мощности крупнейших промышленных предприятий, имеющих уникальные разработки и технологии, уникальный набор технологического оборудования и производящих традиционную или новую продукцию, пользующуюся определенным спросом на внутренних и внешних рынках, в значительной мере недогружены при одновременном сохранении у этих предприятий практически не изменившихся размеров имущества и земельных участков, содержание и эксплуатация которых экономически оправдана лишь при условии выпуска предприятиями тех объемов продукции, которые соответствуют их номинальной мощности. У таких предприятий произошло значительное увеличение доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции, себестоимость начала превышать рыночную цену этой продукции. Как следствие, начал возрастать дефицит оборотных средств, что в свою очередь повлекло за собой рост неплатежей и снижение реального платежеспособного спроса на продукцию промышленного производства.
Поскольку круг целей тесно связан с функциями и задачами государства, этот круг должен быть ограничен и нормативно определен. Не допустимо участие государства в организациях, деятельность которых выходит за пределы его функций либо не соответствует его задачам (номинальное участие государства с целью повышения авторитета организации; участие государства, посредством которого реализуется удовлетворение эгоистических интересов организации или участников, и т.п.).
Круг целей Санкт-Петербурга (в соответствии со СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА), преследуемых им в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, очерчивается следующим образом:
реализация общегосударственных функций (оборона, безопасность и т.п.);
реализация социальных функций (обеспечение занятости, медицинская помощь, социальное обеспечение и т.п.);
реализация хозяйственных функций (экономия ресурсов, получение доходов и пр.);
реализация экономических функций (стимулирование развития экономики);
поддержание и развитие инфраструктуры;
развивающая функция (наука, культура, образование и др.);
регулирование естественных монополий;
привлечение дополнительных внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику города.
Неотъемлемым элементом каждой из определенных целей является принцип ее достижения ценой максимальной экономии соответствующих ресурсов.
Цель, определенная в соответствии с указанным кругом, как правило, конкретизируется применительно к каждой организации.