2.1. Сосредоточение внимания Администрации Санкт-Петербурга на центральных проблемах городского хозяйства
Администрация Санкт-Петербурга будет предпринимать шаги, с учетом экономической целесообразности, относительно поэтапной реализации акций (долей), находящихся в собственности Санкт-Петербурга (хозяйственных обществ), поставляющих товары и услуги на конкурентных рынках и не оказывающих услуги населению. Средства, вырученные от реализации будут использованы для снижения задолженности Санкт-Петербурга или осуществления капитальных вложений.
Администрация Санкт-Петербурга в установленном порядке считает необходимым принимать участие в создании и управлении коммерческими организациями в тех случаях, когда эти организации занимают доминирующее положение на рынке товаров и услуг, осуществляют свою деятельность в социальной сфере или создаются в целях реализации важных задач развития Санкт-Петербурга.
2.2. Повышение эффективности управления и окупаемости затрат организаций городского хозяйства, взимающих плату за свои услуги
Существующая система предоставления дотаций городским предприятиям Санкт-Петербурга, получающим плату за оказываемые услуги, с тем чтобы удержать размер оплаты на низком уровне, является неэффективной и неустойчивой. Эти дотации составляют более чем 40 процентов затрат бюджета Санкт-Петербурга и негативно влияют на эффективность работы городского хозяйства. Существующая тарифная политика не выполняет свою задачу перераспределения, так как обеспеченные слои населения получают больше дотаций, чем бедные слои населения. Перекрестное субсидирование населения промышленными предприятиями ложится тяжелым финансовым бременем на промышленность Санкт-Петербурга и как следствие препятствует ее развитию и подрывает конкурентоспособность; кроме того, оно поощряет излишнее потребление услуг населением. Оплата услуг предприятий городского хозяйства ниже уровня их окупаемости привела к значительному недостатку средств на инвестиции и к ухудшению городской инфраструктуры.
Наиболее важными шагами Администрации Санкт-Петербурга станут следующие:
2.2.1. Повышение эффективности работы городского хозяйства. Администрация Санкт-Петербурга будет регулярно контролировать эффективность и результаты работы городского хозяйства, с тем, чтобы обеспечить предоставление высококачественных и экономически эффективных услуг. Перед каждой службой и подразделением Администрации Санкт-Петербурга будут поставлены определенные задачи, и руководство будет отвечать за соответствие результата работы этим задачам.
С целью повышения эффективности работы городского хозяйства подразделения Администрации Санкт-Петербурга разработают и представят на утверждение план мероприятий, направленный на:
улучшение собираемости доходов;
снижение издержек;
перераспределение средств на реализацию наиболее важных для Санкт-Петербурга целей.
Каждое подразделение также представит план повышения эффективности работы соответствующей сферы городского хозяйства.
2.2.2. Перестройка городского хозяйства. Для повышения эффективности работы субъектов городского хозяйства, взимающих плату за свои услуги, требуется большая степень финансовой, организационной и управленческой самостоятельности. Она будет основана на политике Администрации Санкт-Петербурга в отношении тарифов (см. ниже) и на праве субъектов городского хозяйства принимать самостоятельные решения по текущим вопросам управления, включая кадровый вопрос, коммерческую политику и плановые инвестиции.
а) Администрация Санкт-Петербурга преобразует, где только возможно, субъекты городского хозяйства, взимающие плату за свои услуги, в юридические лица с независимым управлением, организацией и финансами. Будущие отношения между такими юридическими лицами и Администрацией Санкт-Петербурга будут регламентироваться соглашением о предоставлении услуг, в котором будут указаны цели и задачи, а также способ осуществления Администрацией Санкт-Петербурга своей контролирующей функции. При условии подобной организации Администрация Санкт-Петербурга сохранит за собой роль органа, принимающего ключевые стратегические и инвестиционные решения.
б) Для того чтобы снизить стоимость инвестиций и повысить качество предоставляемых услуг, Администрация Санкт-Петербурга будет стремиться, где только возможно, к вовлечению частного сектора в финансирование и обеспечение городской инфраструктуры и городского хозяйства.
В тех отраслях, где имеются естественные монополии, например, водоснабжение, канализация, метрополитен и теплоснабжение (так как их работа связана с функционированием определенных сетей), Администрация Санкт-Петербурга проследит за тем, чтобы контракт с подобным юридическим лицом был выгоден как для эксплуатирующей организации и инвесторов, так и для потребителей.
2.2.3. Тарифная политика, примиряющая экономические и социальные соображения. Политика Администрации Санкт-Петербурга в отношении корректировки тарифов будет стимулировать субъекты городского хозяйства брать с потребителей полную экономическую стоимость услуг, при условии отсутствия социальных причин, по которым это делать нельзя. Перекрестное субсидирование населения промышленными предприятиями будет постепенно сводиться на нет. В тех случаях, когда субъект городского хозяйства не сможет вследствие ограничений социального характера вернуть себе полную экономическую стоимость путем продажи услуг, Администрация Санкт-Петербурга будет применять адекватные и "прозрачные" схемы компенсаций.
Вместе с тем важно, чтобы тарифы после необходимых корректировок оставались доступными для потребителей, в частности, для малообеспеченных групп населения, и не создавали таким образом социального дисбаланса. Поэтому для некоторых групп населения с низким уровнем дохода Администрация Санкт-Петербурга должна предложить или обеспечить прогрессивную структуру тарифов или создать схемы поддержки путем выдачи денежных субсидий.
2.2.4. Продолжение реформ и начатых мероприятий, направленных на повышение эффективности работы. Администрация Санкт-Петербурга уже проводит реформы в четырех ключевых отраслях городского хозяйства, которые направлены на вышеуказанные цели:
а) Жилищное хозяйство. Реформирование этой отрасли началось в 1997 году и будет включать:
постепенное прекращение дотаций жилищному хозяйству не позднее чем к 2003 году, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
развитие адресной социальной помощи как части системы социального обеспечения;
перестройка городской системы жилищного хозяйства, основанная на отделении функций поставщика услуг от функций потребителя;
реорганизация предприятий городского жилищного хозяйства, включая их приватизацию;
поощрение вовлечения в сферу городского хозяйства частного сектора и стимулирование конкуренции, а также определение порядка предоставления услуг службами жилищно-коммунального хозяйства.
б) Городской транспорт
В настоящее время идет работа над предложениями по реформе городских транспортных служб и аудиторская проверка работы государственных предприятий городского транспорта. Исходя из полученных результатов и заключений, Администрация Санкт-Петербурга предпримет шаги, которые позволят достичь окупаемости затрат, снизить дотации из бюджета Санкт-Петербурга транспортным эксплуатационным предприятиям.
в) Водоснабжение
Государственное унитарное предприятие (ГУП) "Водоканал Санкт-Петербурга" продолжит работу, используя собственные финансовые возможности, а также средства инвесторов, которые повысят доступность и качество услуг по водоснабжению и снизят потери и расход воды путем более широкого применения приборов учета воды и уменьшения утечек. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" также предпримет шаги, повышающие его финансовые и эксплуатационные показатели, что улучшит собираемость поступлений, снизит реальную эксплуатационную стоимость и постепенно введет единый тариф для всех категорий потребителей, полностью покрывающий фактические затраты, что позволит ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" выплатить свои обязательства по погашению задолженности и направить средства на финансирование инвестиций.