____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 12 ноября 2004 года N 482-р
____________________________________________________________________
Особенности настоящего этапа развития системы образования определяют целесообразность введения независимой экспертизы как необходимого элемента системы демократического управления. Такое положение продиктовано рядом обстоятельств:
- принятием Программы развития системы образования "Петербургская школа - 2000", что в свою очередь, требует согласования всех управленческих действий с перспективными линиями программы;
- уровнем управленческих задач, предполагающих наличие множественных вариантов решения,
- сложностью прогнозирования последствий принятия решения в условиях высокой степени вариативности системы,
- широким кругом специалистов, задействованных в реализации решений, что требует обеспечения согласованности в понимании основных направлений деятельности,
- эффективностью использования инструмента независимой экспертизы в деятельности отечественных и зарубежных образовательных систем.
Современное состояние системы характеризуется противоречивостью управленческих подходов, когда экспертиза как средство снижения социально-педагогического риска используется лишь фрагментарно, вне зависимости от сложности и значимости принимаемых решений.
На основании вышеизложенного, приказываю:
1. Утвердить Положение о независимой экспертизе в системе образования г.Санкт-Петербурга. (Приложение 1).
Председатель Комитета
по образованию
В.И.Криличевский
Положение
о независимой экспертизе в системе образования
г.Санкт-Петербурга
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, предмет и порядок проведения независимой экспертизы и статус независимого эксперта в системе образования.
1.2. Задачи независимой экспертизы:
- обеспечение гарантии прав участников образовательного процесса (образовательный аудит);
- снижение социально-педагогического риска в современных условиях развития образовательной системы;
- стимулирование педагогических инноваций;
- обеспечение гарантии качества принимаемых решений;
- достижение общественного согласия в области образовательных проблем;
- повышение причастности широких кругов научной и педагогической общественности к анализу и поиску перспективных путей решения педагогических проблем;
- сохранение взаимосвязи педагогической науки и практики на уровне управленческой деятельности;
- совершенствование механизмов персональной и коллективной ответственности.
1.3. Предмет экспертизы:
- ход реализации программы развития системы образования "Петербургская школа - 2000";
- инновационная деятельность в системе образования;
- процесс разработки и реализации программ развития районных образовательных систем;
- деятельность образовательных учреждений, являющихся опытно-экспериментальными площадками городского значения;
- функционирование и развитие образовательных систем (в рамках лицензирования и аттестации образовательных учреждений);
- экспертиза приоритетных управленческих решений (решения Коллегии, введение новых нормативных положений и т.д.) в соответствии с планом работы Комитета;
- качество педагогической и организационно-управленческой деятельности;
- научно-методические материалы, обеспечивающие образовательный процесс.
1.4. Независимая экспертиза - аналитическое исследование определенной проблемы, результатом которого является мотивированное заключение (экспертное заключение), используемое заказчиком при принятии решений.
2.1. Экспертиза проводится Главными Экспертами Комитета по Образованию и экспертами Комитета по Образованию в конкретной области деятельности, имеющими соответствующие удостоверения.
2.2. Главными Экспертами Комитета по Образованию могут быть специалисты, зарекомендовавшие себя в качестве высококвалифицированных профессионалов в определенной области деятельности; имеющие соответствующую профессиональную подготовку; обладающие большим опытом работы в системе образования; ведущие эффективную исследовательскую и консультативную работу по развитию образовательных систем города.
2.3. Статус Главного Эксперта Комитета по образованию предполагает уровень квалификации, достаточный для проведения любого вида экспертных исследований (программ и проектов развития систем образования города, программ развития районных образовательных систем, программ развития образовательных учреждений, оптимизации управленческих решений и т.д.).
2.4. Эксперт Комитета по Образованию (в конкретный области) должен обладать: знанием законодательной нормативной базы данной области, информацией в области решения аналогичных проблем в других образовательных системах; знанием опыта работы специалистов по данной проблеме.
2.5. Области конкретной экспертной деятельности и специализация экспертов:
- Эксперт Комитета по Образованию в области системного проектирования развития образования (Главный Эксперт Комитета по образованию);
- Эксперт Комитета по Образованию по образовательным программам и стандартам (с указанием типа программ);
- Эксперт Комитета по Образованию по различным видам аттестации, лицензированию (с указанием области деятельности);
- Эксперт по Учебным программам (с указанием вида и типа программ);
- Эксперт по проблемам образовательных и управленческих технологий (с указанием сферы применения);
- Эксперт по отдельным (приоритетным) видам деятельности Комитета по Образованию.
2.6. К экспертизе по конкретной проблеме не может быть привлечен специалист, принимавший участие в разработке или реализации экспертируемого проекта.
2.7. Удостоверение Главного Эксперта Комитета по Образованию выдается сроком на 3 года на основании приказа Комитета по Образованию, подписывается Председателем Комитета по Образованию и Председателем Городского Экспертного Совета, регистрируется в специальной книге и выдается секретарем Городского Экспертного Совета.
2.8. Удостоверение Эксперта Комитета по образованию в конкретной области деятельности выдается сроком на один год. Удостоверение подписывается Начальником Управления Развития муниципальной системы образования и Председателем Городского Экспертного Совета на основании решения Президиума Городского Экспертного Совета.
2.9. Экспертиза в системе образования города может быть осуществлена по заказу Коллегии Комитета, Управлений и отделов Комитета по образованию, Управлений образований районных образовательных систем, отдельных образовательных учреждений, педагогов. Экспертиза может быть осуществлена:
- отдельными экспертами (и группами экспертов) Комитета по образованию, в порядке выполнения заказа Коллегии Комитета, Управлений и отделов Комитета;
- отдельными экспертами (и группами экспертов) Комитета по образованию, в порядке выполнения заказа Управлений образования районных образовательных систем, отдельных образовательных учреждений, педагогов (аудиторская проверка);
- отдельными экспертами (и группами экспертов) Комитета по Образованию, в порядке выполнения плана работы Городского Экспертного Совета и Президиума Экспертного Совета.
3.1. Статус Эксперта дает специалисту полномочия для проведения необходимых экспертных исследований, выступает основанием для обеспечения Эксперта всеми необходимыми материалами в исследуемой области.
3.2. Эксперт несет ответственность перед заказчиком экспертизы за качество исследования и характер рекомендаций. Некачественно проведенная экспертиза (противоречие основным объективным фактам; субъективный анализ проблемы без учета возможных других мнений; недостоверный прогноз) может выступать основанием для отказа в продлении полномочий эксперта.
4.1. Заказ на экспертизу и материалы, представляемые заказчиком на экспертизу в установленном порядке регистрируются секретарем Городского Экспертного Совета и передаются эксперту или руководителю экспертной группы для проверки полноты и обоснованности заказа экспертизы и представленных материалов.
4.2. Перечень материалов, представляемых на экспертизу, определяется в нормативных документах, разработанных Комитетом по Образованию в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
4.3. Секретарь Городского Экспертного Совета в срок не более 7 дней со дня регистрации уведомляет заказчика:
а) о соответствии представленных материалов нормативным требованиям, сроком и характере экспертизы (в случае, если экспертиза носит плановый характер);
б) о соответствии представленных материалов нормативным требованиям, сроком и характере экспертизы, необходимости оплаты проведения экспертизы в соответствии с прилагаемой сметой и счетом на оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления (в случае, если экспертиза носит внеплановый характер и отсутствует в плане-заказе Комитета по Образованию);
в) о несоответствии представленных материалов нормативным требованиям, сроках предоставления материалов в полном объеме или невозможности проведения экспертизы.
4.4. Состав экспертных групп (руководитель, эксперты), сроки и задание на проведение экспертизы утверждается Президиумом Экспертного Совета.
4.5. Срок проведения экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов. Продолжительность экспертизы не может превышать 2 месяцев. В процессе проведения экспертизы руководитель группы может при необходимости принять решение (согласовав его с заказчиком) об изменении сроков экспертизы и количестве привлекаемых экспертов.
4.6. Проведение отдельной экспертизы предполагает реализацию следующих шагов:
- принятие решения (в тех случаях, когда нормативное требование экспертизы отсутствует) заказчиком (соответствующим управленческим органом) о необходимости экспертизы;
- приглашение эксперта (имеющего соответствующие полномочия) и заключение с ним договора о проведении экспертизы;
- согласование экспертом с заинтересованными лицами и заказчиком программы экспертного исследования;
- проведение экспертного исследования с предоставлением эксперту всех необходимых согласованных материалов;
- представление мотивированного экспертного заключения.
4.7. Для решения сложных вопросов Президиумом Экспертного Совета создаются экспертные группы, процедура работы которых предполагает дополнительно определение руководителя экспертной группы.
4.8. В случае, когда при проведении экспертизы формируется группа экспертов, включающая в себя экспертов по отдельным направлениям, то:
- проводится организационное заседание экспертной группы, на котором определяются основные направления работы экспертов, утверждается календарный план работы экспертной группы;
- формируются индивидуальные экспертные заключения, которые передаются руководителю группы;
- руководитель группы составляет проект сводного заключения экспертной группы;
- проект заключения обсуждается и принимается на заседании экспертной группы большинством голосов (не менее двух третей списочного состава группы) и подписывается членами экспертной группы;
- отдельные члены экспертной группы, несогласные с общим решением, могут оформить и приложить к заключению личное мнение с указанием фактов несогласия.
4.9. Экспертное заключение представляется в 2-х экземплярах один передается заказчику, другой регистрируется и хранится в Комитете по Образованию у секретаря Городского Экспертного Совета. Каждое экспертное заключение подписывается экспертами лично с указанием номеров экспертных удостоверений.
4.10. Независимая экспертиза, проводимая в соответствии с планом-заказом Комитета по образованию приобретает статус заключения с момента его утверждения Президиумом Городского Экспертного Совета.
4.11. Независимая экспертиза может проводится в форме образовательного аудита при проведении лицензирования и аттестации по одному или нескольким направлениям, определяемым заказчиком. Право назначения экспертов по такой форме экспертизы принадлежит Президиуму Экспертного Совета, заключение группы экспертов приобретает силу после его утверждения Президиумом Экспертного Совета. Квалифицированное заключение экспертов по проблеме может быть представлено в соответствующую лицензионную или аттестационную комиссию и может быть принято комиссией как одно из оснований для принятия решения.