Неотъемлемым условием осуществления реформ в жилищной сфере является:
переход от применения затратных методов поддержания жилищного сектора городского хозяйства к рыночным механизмам содержания, эксплуатации и ремонта жилья;
проведение эффективной политики привлечения внебюджетных инвестиций;
рациональное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищного сектора городского хозяйства.
В связи с этим предполагается:
развитие конкуренции как государственных, так и частных организаций в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и управления недвижимостью;
переход на договорные отношения между государственными службами заказчика на жилищно-коммунальные услуги и подрядчиками, а также между домовладельцами и государственными службами заказчика;
введение конкурсных процедур отбора подрядчиков для заключения договоров на эксплуатацию объектов государственного жилищного фонда, предусматривая отмену закрепления государственных ремонтно-эксплуатационных организаций за жилыми домами по территориальному принципу;
стимулирование установки в жилых домах приборов учета и контроля тепла, воды, газа, электроэнергии, а также производства указанных приборов;
стимулирование ресурсосбережения каждым пользователем жилищного фонда;
совершенствование системы регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере и сделок с ней и доступа к содержащейся в ней информации;
создание системы сплошного страхования жилищного фонда;
развитие ипотечного кредитования;
установление единого порядка и условий перевода жилых помещений в нежилые с целью создания благоприятной городской инфраструктуры и сокращения дотаций бюджета на эксплуатацию используемого не по назначению жилищного фонда;
применение оценки рыночной стоимости государственного жилищного фонда при его отчуждении;
введение дифференцированной платы по договорам аренды, найма жилых помещений в зависимости от их рыночной стоимости;
совершенствование налогообложения в жилищной сфере, в частности, переход на использование оценки рыночной стоимости в качестве базы налогообложения;
введение льгот для инвесторов, направляющих свои средства на развитие недвижимости в жилищной сфере, а также для кредитно-финансовых организаций, предоставляющих населению долгосрочные кредиты на цели строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья;
строительство жилья за счет бюджетного финансирования исключительно с целью пополнения жилищного фонда социального использования;
разработка новых форм финансирования городской инфраструктуры, связанной с жилищным сектором;
расширение и совершенствование механизма муниципального жилищного займа в форме выпуска жилищных сертификатов Санкт-Петербурга на основе конкурсного определения строительных подрядных организаций и проектов строительства, создание системы обращения сертификатов, предоставление бюджетных гарантий их погашения;
привлечение кредитных ресурсов иных субъектов Российской Федерации, а также международных финансовых организаций.