Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.3.1. Рынок молока цельного

     

Продуктовые границы товарного рынка
Состав продавцов и покупателей

Молоко, как уже отмечалось выше, является одним из самых главных продуктов. По пищевой ценности молоко может заменить любой продукт, но ни один продукт не заменит молоко. В нем содержатся все вещества, без которых человеческий организм не может нормально существовать: полноценные белки, жиры, углеводы, минеральные вещества (всего свыше 100 ценнейших компонентов) находятся в самом благоприятном для усвоения организмом соотношении. Наличие ферментов, витаминов, гормонов, микроэлементов увеличивает ценность молока как продукта питания. Оно используется как диетический и лечебный продукт при многих заболеваниях, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.

Полная технологическая обработка молока заключается в его очистке, нормализации, гомогенизации, пастеризации, при необходимости стерилизации, охлаждении. В торговлю поступает молоко, обязательно прошедшее тепловую обработку: пастеризацию (нагревание до температуры 80-85 град. С) или стерилизацию (нагревание до температуры свыше 100 град. С). Сырое молоко к реализации обычно не допускается (молоко, завозимое в город совхозами и продаваемое из цистерн, проходит первичную обработку самими производителями).

Молочной промышленностью выпускаются различные виды молока в зависимости от особенностей его химического состава и режима тепловой обработки: молоко пастеризованное различной жирности и нежирное, топленое, стерилизованное, обогащенное наполнителями (кофе, какао, витамин С и т.д.). С точки зрения потребителей эти виды молока практически являются абсолютными заменителями.

Молоко разливают в стеклянные бутылки, бумажные пакеты с полимерным покрытием, полиэтиленовые пакеты различной вместимости, фляги и цистерны. Характер упаковки, в принципе, не играет важного значения в принятии потребителями решения о покупках молока, однако, разнообразие предлагаемой упаковки сформировало определенные группы покупателей, предпочитающих тот или иной ее вид.

Молоко относится к скоропортящимся пищевым продуктам. Пастеризованное молоко хранится не более 36 часов, стерилизованное в пакетах - до 10 суток. Перевозка пастеризованного молока на дальние расстояния (свыше 10-12 часов пути) не разрешается.

Однако, с недавнего времени на С.-Петербургском молкомбинате АО "Петмол" освоен выпуск стерилизованного молока, производимого по лицензии итальянской фирмы "Пармалат", срок хранения которого (при температуре до 20 град. С) благодаря специальной технологии обработки и упаковке увеличен до 4 месяцев. Появилось в продаже и импортное молоко с длительным сроком хранения. Данное обстоятельство дает возможность предполагать, что географические границы рынка молока расширяются (географические границы рынка будут рассмотрены далее).

На основании вышесказанного продуктовые границы рынка установим в рамках товарной группы "молоко цельное". Однако, для более полного исследования следует детализировать это понятие.

Как уже отмечалось выше, полная обработка молока - совокупность нескольких последовательных технологических процессов, проведение которых закреплено за различными хозяйствующими субъектами (ХС). Вся цепочка ХС, включенных в технологический цикл от производства молочного сырья до реализации молока конечному потребителю, представлена на следующей схеме:

Схема 1

1. Производство и первичная обработка
молочного сырья
(охлаждение, очистка, анализ качества,
пастеризация)

- сельскохозяйственные предприятия

- фермерские хозяйства

- личные подсобные хозяйства

2. Окончательная обработка молока

- молочные заводы Лен. области

- молочные предприятия Санкт-Петербурга

3. Реализация молока

                              

оптовая:

- сельхозпредприятия

- молокоперерабатывающие предприятия

- торговозакупочные организации (незначительно)

                             

розничная:

- сельхозпредприятия

- фермерские и личные подсобные хозяйства