Задача анализа рынков по всем товарным группам в целях определения их характеристик, наличия эффективной конкуренции, целесообразности и путей демонополизации является нереальной из-за ее масштабов, ограниченности сил, средств и времени.
Поэтому необходим обоснованный выбор приоритетов демонополизации.
Демонополизация экономики региона должна рассматриваться как поэтапный процесс, основанный на последовательном выборе и корректировке приоритетов и основных направлений на конкретно заданный срок с учетом меняющейся ситуации.
Выбор приоритетных направлений демонополизации экономики региона вытекает из особенностей последней и может основываться на следующих критериях:
решение наиболее актуальных экономических проблем региона;
социальная значимость товарных групп, их принадлежность к продукции жизнеобеспечения;
принадлежность товарных групп к продукции основных, имеющих наибольший удельный вес и значение, отраслей региональной экономики;
предотвращение наиболее острых локальных кризисных и конфликтных ситуаций в отдельных сферах, спровоцированных неадекватным состоянием конкуренции.
Дополнительным критерием выбора конкретных товарных рынков в рамках выбранных приоритетных направлений демонополизации должно служить наиболее сильное проявление признаков неконкурентной структуры рынка, таких как:
(1) высокая степень концентрации производства,
(2) случаи монополистической деятельности производителей или поставщиков,
(3) длительный рост цен, превышающий среднерегиональный или среднеотраслевой уровень, дефицит продукции (услуг),
(4) намечающиеся неблагоприятные отраслевые структурные сдвиги (низкий коэффициент использования производственной мощности, перепрофилирование производств).
При разработке мер по демонополизации отдельных отраслей должна учитываться степень изменчивости ситуации на соответствующих товарных рынках. Осуществление долгосрочных и дорогостоящих мероприятий по изменению структуры отраслей и конкурентной среды целесообразно лишь в случаях, когда выявленные в них тенденции не противоречат намеченным мерам и возможные перемены не смогут погасить их положительный эффект.
Признанной приоритетной сферой антимонопольной политики в любой экономике является контроль за деятельностью естественных монополий.
Анализ ситуации в Санкт-Петербурге показывает недостаточность контроля со стороны общества за деятельностью производителей в сфере естественных монополий, включая такие жизненно важные отрасли как снабжение электроэнергией и газом, теплоснабжение, водоснабжение и канализация, некоторые виды транспорта, связь. Пресечение монополистической деятельности в этих сферах является одной из актуальных проблем экономического развития Санкт-Петербурга. Поэтому первое приоритетное направление демонополизации для Санкт-Петербурга можно определить как
налаживание механизма регулирования и демонополизация (поиск и развитие рынков товаров-субститутов) естественных монополий.
Социальная значимость товаров и услуг определяется их устойчивым присутствием в структуре массового потребительского спроса.
Формально - это продовольственные продукты, включаемые государственными органами и статистикой в потребительскую корзину. Перечень из 19 таких продуктов служит базой расчета минимального потребительского бюджета, на котором в свою очередь основан расчет минимальной заработной платы. Кроме того, это услуги и непродовольственные товары, относящиеся к продукции жизнеобеспечения.
С учетом дополнительного критерия - признаков неконкурентной структуры рынка - из рынков 19 продовольственных товаров, включенных в минимальную потребительскую корзину, для подробного анализа при разработке программы выбраны:
рынок мяса и мясных продуктов,
рынок молока и молочных продуктов,
рынок хлебопродуктов.
По ряду других рынков потребительских товаров проводится краткий анализ ситуации с соответствующими выводами.
Ряд особенностей экономики Санкт-Петербурга оказывает существенное влияние на состояние и возможные пути развития конкуренции на региональных рынках:
1. Высокая степень концентрации производства, которая, с одной стороны, возникла в результате проводившейся ранее государством политики специализации предприятий и организационного их укрупнения путем создания объединений, с другой стороны, для многих отраслей промышленности города является объективным требованием, связанным с экономией на масштабах производства. По данным статистики около 85% промышленного производства в городе сосредоточено на средних и крупных предприятиях, причем, на долю отрасли, где сосредоточено большинство крупных предприятий - машиностроение и металлообработка - приходилось в 1994 г. 37% объема выпуска.
2. Значительный удельный вес крупных предприятий и организаций военно-промышленного комплекса, где, с одной стороны, сосредоточен научно-технический потенциал, способный обеспечивать конкурентоспособность предприятий на межрегиональном и международном рынках, с другой стороны, накопились острые социально-экономические проблемы, существенно влияющие на обстановку в регионе (спад производства, безработица), тормозящие становление конкурентной среды.
3. Для значительной части предприятий, как государственных, так и приватизированных, по-прежнему характерен нерыночный тип поведения - ориентация не на свои силы и приспособление к спросу, а на получение льгот и поддержки от властей, укрепление монопольного положения на рынке при их помощи. С другой стороны, действия городских органов власти часто соответствуют таким ориентациям и подкрепляют их. Унаследованные от командной системы неформальные связи между крупными предприятиями и органами управления способствуют тенденции к государственно-монополистическим антиконкурентным соглашениям.
4. Большинство предприятий находятся в сильной зависимости от поставщиков сырья из других регионов. Высокая степень концентрации на отдельных региональных рынках иногда связана с необходимостью противопоставить рыночной силе поставщиков сырья объединение средств и закупочной политики предприятий-переработчиков. В то же время значительная часть продукции предприятий Санкт-Петербурга вывозится за пределы города.