Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.10. Рынок нефтепродуктов

Для исследования использовались сведения, представленные участниками рынка, а также Санкт-Петербургским городским отделением Российской транспортной инспекции. Использовать сведения Петербургкомстата не представляется возможным из-за их недостоверности, что связано, во-первых, с ограниченным числом ХС, представляющих статотчеты по формам 1-ПС (вывоз) и 4-СН, и, во-вторых, с присутствием в сводных статистических данных "двойного счета".

Для исследования выбран временной период 1993-1994 гг., поскольку до завершения процесса приватизации в 1992 г. большинство субъектов данного рынка входили в единую систему Петербургнефтеснаба. По мере необходимости для сравнения приводятся данные за 1991 и 1992 гг.

1. Определение продуктовых границ товарного рынка

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Автомобильным транспортом используются следующие виды топлива: бензины, дизельное топливо и газобаллонное топливо.

1.1. Бензины

Органами статистики ведется учет по единой товарной группе "бензины автомобильные", код ОКП 0251120000.

Автомобильные бензины выпускаются нескольких видов: А-76, Аи-92, Аи-95 и др. В зависимости от типа двигателя, установленного в автомобиле, используются соответствующие виды бензина. Необходимо отметить, что бензин А-76 является менее качественным и наиболее дешевым и в нормальных условиях не считается заменителем других видов бензина. Бензины Аи-92, 93, 95, 96, 98Е и другие высокооктановые марки являются между собой взаимозаменителями субститутами, и в то же время бензины этой группы являются полными заменителями бензина А-76.

В связи с этим рынок бензина следует анализировать как в целом по товарной группе бензины автомобильные, так и по сегментам бензин А-76 и бензины Аи-92 и выше, однако такое сегментирование не всегда возможно в связи с отсутствием статистического учета.

1.2. Дизельное топливо

В статистическом учете дизельное топливо выделяется в отдельную товарную группу, код ОКП 0251300000.

Основными потребителями дизельного топлива являются грузовой транспорт, автобусный парк, а также незначительная доля легкового автотранспорта. Дизельный двигатель устанавливается в процессе сборки, замена его на бензиновый двигатель сложна и требует значительных дополнительных затрат. Поэтому бензин и дизельное топливо не являются товарами-заменителями.

1.3. Газобаллонное топливо

Существуют следующие разновидности газобаллонного топлива: сжиженный газ (код ОКП 9980000088), сжатый газ (код ОКП 0271008801), газодизельное топливо. С технической точки зрения возможно достаточно быстро и недорого переоборудовать бензиновый двигатель под газ, при этом за счет более низкой цены на газ эти затраты быстро окупаются. Однако использование газа не является приемлемой альтернативой для потребителя, так как приводит к снижению грузоподъемности автомобиля почти в два раза, связано с повышенной взрывоопасностью и риском отравления газом.

По данным Транспортной инспекции, в Санкт-Петербурге имеется 12 газонаполнительных станций для заправки автотранспорта, на которых отлицензировано 34 топливораздаточные колонки, что составляет около 5% от общего количества АЗС в городе.

Вывод. С точки зрения потребителей, бензин, дизельное топливо и газобаллонное топливо не являются товарами-заменителями. При этом необходимо отметить, что бензин и дизельное топливо являются продуктами нефтепереработки и входят в группу светлых нефтепродуктов, газобаллонное топливо не входит в эту товарную группу, поэтому в рамках данного исследования не изучается.

Далее по тексту под термином "автомобильное топливо" мы будем подразумевать бензин и дизельное топливо.

Таким образом, нами будут проанализированы следующие сегменты рынка автомобильного топлива: дизельное топливо (ДТ), бензин, в т.ч. бензин А-76 и бензины АИ-92 и выше (далее для краткости будем называть эту группу АИ-92).

В то же время, со стороны предложения все участники данного рынка от нефтеперерабатывающих заводов (далее НПЗ) до автозаправочных станций (далее АЗС) действуют, как правило, на всех продуктовых сегментах, процессы реализации и потребления различных видов топлива не имеют технологических отличий, и участники рынка продавцы, могут достаточно легко переходить с одного сегмента на другой (для этого необходима лишь соответствующая очистка технологического оборудования и емкостей). Поэтому при характеристике субъектов рынка со стороны предложения мы рассматривали их положение не только на отдельных сегментах, но и на рынке автомобильного топлива в целом.

              

2. Определение основных групп продавцов и покупателей. Сегментация рынка


Для проведения анализа рынка необходимо установить представленных на нем продавцов и покупателей и разбить их на группы в зависимости от способа участия в обороте товара.

Рынок автомобильного топлива включает 2 субрынка, характеризующихся разным составом продавцов и покупателей и разными географическими границами: оптовый рынок и рынок розничной реализации топлива через АЗС общего пользования.

Существование субрынка розничной реализации автомобильного топлива обусловлено наличием технологического барьера, ограничивающего возможности ХС приобретать топливо оптом, а именно необходимостью хранить топливо, как опасный продукт, в специально оборудованных емкостях и осуществлять заправку автотранспорта при помощи специального устройства - топливораздаточной колонки (ТРК). Эта технологическая особенность делает для определенного круга потребителей (в основном, мелких) оптовое приобретение автомобильного топлива не только технологически сложным, но и экономически невыгодным.

В связи с этим на субрынке розничной реализации автомобильного топлива в качестве товара следует рассматривать топливо вместе с услугой по заправке автотранспорта или отпуску топлива через ТРК.

3. Оптовый рынок


3.1. Определение состава продавцов и покупателей
и географических границ оптового рынка

На территории Санкт-Петербурга нет нефтеперерабатывающих предприятий, за исключением небольшого по мощностям Завода им. Шаумяна, выпускающего масла и смазки. Потребности города в автомобильном топливе полностью обеспечиваются за счет ввоза.

Ближайший крупный производитель нефтепродуктов - АО "Киришинефтеоргсинтез" (далее АО "КНОС"), расположен в Ленинградской области.