Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.5. Рынок хлебопродуктов

Рынок хлебопродуктов можно разделить на субрынки: рынки зерна и муки; рынки хлебобулочных и кондитерских изделий.

Рынки зерна и муки

Потребительский рынок хлебопродуктов зиждется на двух оптовых рынках, а именно на оптовом рынке зерна и оптовом рынке муки. Если ранее рынок зерна можно было называть таковым лишь условно, поскольку речь шла о так называемом фондовом зерне, закупочные цены на которое устанавливались государством; то в 1994 году ситуация начала меняться. Недееспособность "рекомендуемых цен для закупки в федеральный фонд" постоянно усиливается. Гарантированные государством цены должны ориентироваться на рыночные, поскольку в противном случае срываются закупки зерна в федеральный фонд, в нынешнем году предполагается ежеквартальная индексация закупочных цен с учетом темпов инфляции. Несоответствие объявленных закупочных цен ситуации на рынке признает и руководство федеральной корпорации "Росхлебопродукт", агента государства при закупках в федеральный фонд. В уставном капитале АО "Росхлебопродукт" государству принадлежит 16% акций, а также "золотая акция", дающая право накладывать вето на решение совета директоров.

В Санкт-Петербурге торгово-закупочным предприятием, работающим напрямую с федеральной корпорацией "Росхлебопродукт", является ТОО "Ассоциация мукомольных и комбикормовых предприятий "Мельком". Учредители ТОО "Мельком" - АО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов", АО "Мельничный комбинат "Предпортовый", ТОО "Агрофирма Волосово". С конца 1994 года более 70% закупок зерна мукомольными комбинатами (учредителями ТОО "Мельком") осуществляются по следующей схеме: договора на покупку зерна комбинатами заключаются с ТОО "Мельком", последний имеет договор с АО "Росхлебопродуктом", финансовые расчеты проводятся напрямую между комбинатами и АО "Росхлебопродукт". Т.о., для мукомольных комбинатов цена на зерно складывается из двух величин: цены на зерно, устанавливаемой АО "Росхлебопродукт" (или другим поставщиком) и транспортными расходами, определяемыми тарифами железной дороги.

Поскольку основной объем поставок зерна на рынок пошел через АО "Росхлебопродукт", это создало все необходимые условия для возникновения вертикальной интеграции: АО "Росхлебопродукт" (источник зерна) - ТОО "Мельком" (поставщик) - мельничные комбинаты (потребители зерна и производители муки). Здесь надо отметить, что комбинаты-учредители ТОО "Мельком" поставляют на рынок Санкт-Петербурга и Лен. области до 90% потребляемой для хлебопечения муки.

Доля ХС на рынке пшеничной хлебопекарной муки, определенная по объемам производства в 1994 году, составляла: 70% - АО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов" и 30% - АО "Мельничный комбинат "Предпортовый". АО "Мукомольный комбинат "Невская мельница" работает с пшеницей твердых сортов и рожью. Т.о., по доле пшеничной хлебопекарной муки монопольное положение на рынке занимает Ленинградский комбинат хлебопродуктов, по доле муки из твердой пшеницы и ржаной муки - Мукомольный комбинат "Невская мельница".

В структуре себестоимости муки основные затраты - затраты на сырье (зерно), более 70% (для сравнения на московских мукомольных комбинатах затраты на зерно составляют немногим более 50%). Следующими по значимости являются прочие затраты (включая транспортные расходы) и заработная плата. Рентабельность на мукомольных комбинатах колебалась в 1993-94 гг. от 15 до 22%, на одних ХС повышалась, на других понижалась. Затраты на заработную плату изменялись незначительно. На всех ХС в 1994 наблюдался некоторый рост производства муки по сравнению с 1993 годом. Производственные мощности в мукомольных производствах использовались почти полностью.

Ленинградский комбинат хлебопродуктов единственный в СПб выпускает комбикорма. Другой крупный производитель комбикормов "Агрофирма Волосово" - расположен в Ленинградской области.

Выводы и предложения по субрынку зерна и муки

1. На российском и региональных рынках зерна наблюдается существенное ограничение конкуренции, связанное с деятельностью АО "Росхлебопродукт" и таких региональных торгово-закупочных предприятий, как ТОО "Ассоциация мукомольных и комбикормовых предприятий "Мельком" в Санкт-Петербурге. Это приводит к тому, что все затраты, без подтверждения их целесообразности оплачиваются мелькомбинатами и входят в состав цены хлеба и хлебобулочных изделий, оплачиваемой из кармана конечного потребителя.

2. Система определения рентабельности в таких ресурсоемких отраслях производства, как мукомольная, с исчислением ее исходя из всех (в том числе и предыдущих затрат), скрывает фактическую прибыльность производства и, тем самым не стимулирует совершенствования производства. Рыночные механизмы в этой отрасли практически не развиваются. Косвенный признак этого - высокая заработная плата в отрасли.

3. Необходим пересмотр складывающейся системы закупки зерна и снабжения им мелькомбинатов с тем, чтобы уйти от жесткой зависимости мелькомбинатов от одного поставщика зерна (Росхлебопродукт - ТОО "Мельком"), естественно диктующего свои цены.

4. Высокая концентрация в сфере производства муки в сочетании с низкой эластичностью спроса со стороны основных потребителей требует определенного контроля ценовой политики, например, через ценовой мониторинг.

Рынок хлебобулочных и кондитерских изделий

Потребителями муки и, соответственно, ХС - участниками санкт-петербургского рынка хлебобулочных и кондитерских изделий являются хлебозаводы города. Котловой потребительский рынок хлебопродуктов разбивается на следующие сегменты: хлебобулочные и кондитерские изделия. Хлебобулочные изделия подразделяются на: хлеб, булочные изделия и сдоба, сухари, баранки, диетические продукты. С учетом взаимозаменяемости товара в состав хозяйствующих субъектов (продавцов) на данном рынке включены 25 ХС.

В структуре потребления основных продуктов питания в 1994 году наибольшую долю в общем объеме потребления составили хлебобулочные изделия. Хлеб - это товар повседневного спроса. Конечным потребителем хлеба являются физические лица (население). При движении от производителя до конечного потребителя вышеуказанные товары обращаются на нескольких рынках.

Рынки хлеба можно разделить на оптовый и розничный (таблица 16).

     

Таблица 16

Продуктовые

границы рынка

Покупатели

Продавцы

Географические границы рынка


Рынок оптовых покупок хлеба

хлеб




магазины различных форм собственности,
организации общес-
твенного питания, фирмы-посредники

предприятия хлебопече-
ния: хлебозаводы,  хлебокомбинаты, пекарни,
минипекарни; столовые (в небольших объемах)

в пределах границ
2-3-х районов области, граничащих с районом расположения хлебозавода

Рынок единичных покупок хлеба

хлеб                                  население







магазины; органи-
зации обществен-
ного питания;
хлебозаводы через
фирменные магази-
ны или передвиж-
ные точки; мини-
пекарни; фирмы-
перекупщики

в границах города
(при условии, что
население имеет
возможность свобо-
дного перемещ. в
пределах границ
города)*

    

_________________