Анализ общей динамики и структуры регионального производства и потребления товаров потребительского назначения показывает, что, несмотря на общее снижение в 1994 г. объемов их производства, продажа их в регионе по различным каналам реализации возросла. По данным Петербургкомстата, достаточно существенно упал объем производства непродовольственных товаров (на 35% по сравнению с 1993 г.). Не столь значительно сократилось производство продовольственных товаров (на 6%), и это - наилучший показатель по Северо-Западному региону. В то же время с учетом экспертной оценки реализации незарегистрированных организаций и неорганизованного ввоза продукции частными лицами, продажа потребительских товаров на 2% превысила уровень 1993 г.
Динамика цен по отдельным товарным группам:
Индекс оптовых цен в хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга в январе 1995 г. (в сравнении с январем 1994 г.) был самым высоким по промышленности города. Несколько ниже, но тоже одними из самых высоких в региональной промышленности были индексы цен в мясо- и молокопереработке. Цены в розничной торговле города на говядину, свинину, колбасу вареную, молоко по состоянию на конец 1994 г. превышали среднероссийские на 6-24%. В то же время по таким продуктам, как сахар, масло, яйца, картофель, овощи, соль цены на 13-20% ниже, чем в других регионах. Такая картина отчасти определяется повышенным платежеспособным спросом, характерным для крупных городов (в Москве цены почти по всем продовольственным товарам выше, чем в Петербурге). Однако, подобная ценовая динамика может вызываться также неблагоприятной конкурентной средой на рассматриваемых или смежных товарных рынках.
Длительное время после либерализации цен местные органы власти делали попытки административного регулирования рынков потребительских товаров, традиционно рассматривавшихся как социально значимые. Принимались решения об ограничении вывоза продукции из региона, максимально использовались предоставленные законом возможности ограничения торговых надбавок. Такая практика в той или иной мере была характерна и для органов власти и управления Санкт-Петербурга.
В 1992-1993 гг. использовался механизм регулирования ценообразования для производителей и продавцов, предусмотренный Постановлением Правительства N 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг." (от 11 августа 1992 года), основное содержание которого заключалось в ограничении рентабельности и введении обязательного декларирования повышения цен. Диапазон предельных уровней рентабельности по продовольственным товарам был установлен от 10% (по молочным и мясным продуктам) до 50% (по рыбопродуктам и соли). Кроме того, отслеживалась динамика объемов производства в целях предупреждения снижения выпуска и перепрофилирования предприятий.
Поскольку многие предприятия пищевых перерабатывающих отраслей Санкт-Петербурга создавались как крупные технологические комплексы, большинство из них попали в региональные реестры предприятий-монополистов.
Так в региональный раздел Государственного реестра объединений и предприятий монополистов по Санкт-Петербургу в период его формирования в январе 1992 г. было включено 12 перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, включая два молочных комбината (NN 1 и 5, ныне - "Петмол" и "Петромолк"), мясокомбинат им.Кирова (ныне - "Самсон"), Масложировой комбинат, объединения "Ленхлебпром", "Ленхлебопродукт", "Ленрыба", "Ленрыбпром", фирма "Лето", заводы по производству столового уксуса, лимонной кислоты и пекарных дрожжей, Ленпивкомбинат им.Ст.Разина и арендное предприятие минеральных вод "Полюстрово". В республиканском реестре по товарной группе "сухие детские питательные смеси" находилось петербургское предприятие Ленпищекомбинат. В июне 1992 г. из республиканского раздела в региональный приказом ГКАП России были переведены предприятия оптовой торговли продовольственными товарами - областное объединение концерна "Росмясомолторг" и его хладокомбинаты, областное объединение ассоциации Роспродторг, управление "Главленплодоовощпром".
Местные производители такого товара как сигареты, включенного наряду с продовольственными товарами в состав минимальной потребительской корзины, тоже контролировались путем включения в Реестр предприятий-монополистов. В январе 1992 г. в региональный раздел Реестра были включены две табачные фабрики Санкт-Петербурга Арендное предприятие "Табачная фабрика им.Кл.Цеткин" (ныне АО "Нево-табак") и ТОО "АС-Петро", которые после уточнения географических границ и доли импорта табачных изделий в регион были в конце года из Реестра исключены.
Однако меры административного регулирования показали свою неэффективность. Местные органы ценообразования были перегружены работой над еженедельно поступающими декларациями о повышении цен, которая в итоге проводилась достаточно формально, без углубленного изучения обоснованности структуры затрат. Производители продолжали увеличивать непроизводственные затраты и заработную плату. В закупочной политике перерабатывающих предприятий "ставка" делалась на наиболее дорогое сырье и создание посреднических снабженческих фирм в целях "накручивания" затрат. Снижение объемов выпуска легко оправдывалось дефицитом сырья и переходом на работу с "давальческим" сырьем.
В соответствии с последними законами и нормативными актами (Указ Президента N 221 от 28.02.95 и Постановление Правительства РФ N 239 от 07.03.95) в утвержденные перечни продукции и услуг, ценообразование по которым регулируется федеральными и местными государственными органами, вошла в основном продукция (услуги) естественных монополий и некоторых специфических (стратегических или социально-значимых) отраслей. В отношении товаров народного потребления исполнительным органам субъектов федерации предоставлены права регулирования только по торговым надбавкам к ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
По состоянию на апрель 1995 г. в региональный раздел Реестра предприятий-монополистов по Санкт-Петербургу включены 11 предприятий пищевой промышленности. Товарные группы, по которым выявлены признаки доминирования, следующие:
молоко, диетпродукты, сыры жирные (АО "Петмол"),
маргариновая продукция (АО "Масложировой комбинат"),
саломас пищевой (АООТ "Салолин"),
колбасные изделия, мясные полуфабрикаты (АООТ "Самсон"),
макаронные изделия (АООТ "Санкт-Петербургская макаронная фабрика"),
мука, мука пшеничная хлебопекарная, мука из твердых пшениц, мука ржаная (АООТ "Ленинградский комбинат хлебопродуктов", АООТ "Невская мельница"),
мороженое (АО "Хладокомбинат N 1"),
дрожжи пекарные (АООТ "Комбинат пищевых продуктов"),
уксус столовый (ТОО "Завод "Северный уксус"),
водка (АП "Ливиз").
В раздел "Услуги" регионального Реестра включено также предприятие - производитель и транспортировщик сырья для пищевой промышленности (АООТ "Рефрижераторный флот" по приему, первичной обработке и транспортировке рыбы-сырца) и предприятие оптовой торговли рыбной продукцией (АО "Холод-2").
Исходя из имеющейся информации можно сделать следующие выводы о состоянии конкуренции на рынках продовольственных товаров в Санкт-Петербурге:
1. Углубленное изучение большинства рынков продовольственных товаров показало, что географические границы их, как правило, находятся за рамками административной территории города. Так по такой социально-значимой позиции как молочные продукты город, как емкий и удобный для организации торговли рынок, притягивает поставщиков из других регионов. Постоянно увеличивается объем поставок молочной продукции из Псковской и Новгородской областей. Традиционными поставщиками по этой товарной группе выступают также Прибалтийские страны. По многим продуктам серьезными конкурентами местных производителей являются и другие иностранные поставщики. С учетом этого по многим товарным позициям крупнейшие пищевые предприятия нельзя рассматривать как доминирующие по реализации продукции в розничную сеть города. Но при этом анализ структуры пищевой промышленности (таких отраслей как переработка мясного и молочного сырья) показывает высокий уровень концентрации производства в этих отраслях (по коэффициентам концентрации и индексу Герфиндаля-Гиршмана), что говорит о рыночной силе и о возможности проведения согласованной политике производителей на данном рынке.
2. В отраслях, работающих на потребительский рынок, достаточно эффективно действуют монетарные рычаги подавления роста цен. Вопреки пессимистическим ожиданиям прекращение государственного регулирования цен предприятий-монополистов с января 1994 г. не привело к резкому росту цен и рентабельности производства по контролируемым товарным группам. Платежеспособный спрос является реальным ограничением инфляции и, следовательно, особой потребности применять "жесткие" методы государственного регулирования цен нет. По данным Петербургкомстата, в 1994 г. темпы роста потребительских цен постоянно опережали рост средней заработной платы, что приводило к переключению спроса на более дешевые и менее качественные продукты и общему сокращению емкости рынка. Стоимость фиксированного набора из 19 важнейших продовольственных товаров в декабре 1994 г. составила в городе 102044 рубля при средней заработной плате 255-300 тыс. руб. С учетом среднего состава семей и наличия в структуре расходов растущей доли затрат на услуги, эти цифры говорят о фактическом снижении качества потребления и свободных остатков средств у населения.
Несмотря на высокий уровень концентрации производства в перерабатывающих отраслях, рыночная сила крупнейших производителей ограничена
а) конкуренцией иностранных поставщиков;
б) достаточно высокой эластичностью спроса на большинство товарных групп;
в) особенностями некоторых видов продукции, характеризующихся ограниченными сроками хранения;