Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.2. Оптовая торговля продовольственными товарами

В технологической цепочке по производству сельскохозяйственной продукции, переработке и реализации продовольственных товаров населению значительную роль играет оптовое звено.

В Санкт-Петербурге это звено представлено следующими субъектами:

крупными федеральными оптовыми структурами;

рядом региональных оптовых структур.

Некоторые из названных структур созданы самими перерабатывающими предприятиями для проведения оптовых закупок сырья, другие выделились из существовавших ранее общероссийских торгово-снабженческих и закупочных систем.

На состояние конкуренции в регионе оказывают влияние следующие особенности сферы оптовой торговли продовольствием:

значительная доля ограниченного числа оптовых структур в поставках некоторых видов продовольственных товаров на рынок Санкт-Петербурга, создающая возможность монополистической деятельности;

закрепление за некоторыми оптовыми структурами, как правило, выделившимися из существовавших ранее общероссийских торгово-снабженческих и закупочных систем, специфических функций осуществление которых может существенно влиять на конкурентную среду.

Доля на рынке.

По поставкам  в город некоторых видов продовольственных товаров существенную долю имеет,  например,  правопреемник  государственного регионального оптово-закупочного объединения -   АО "Петербург-оптпродторг". В 1992 г.  доля АО по  таким  наименованиям продукции как  сахар,  чай,  соль  в  объеме  товарооборота  региона превышала 60%.  В  состав  АО  входили  также  участки  по   фасовке сахара-песка и соли.


По поставке животного масла в городскую розничную сеть и промышленную переработку большую долю (42%) имеют пять хладокомбинатов города, из них наибольшая доля у Хладокомбината N 7.

По поставкам мяса наибольшая доля (25 процентов) - у Хладокомбината N 3.

По площадям складских помещений наиболее крупный хладокомбинат N 1, затем NN 3 и 6.

Хладокомбинаты, входившие ранее в концерн "Росмясомолторг", пройдя акционирование, стали в настоящее время самостоятельными. Однако, пакеты акций некоторых из них (NN 1 и 6) были переданы АО "Росконтракт". В то же время продолжается работа с объединением по договорам.

Некоторые хладокомбинаты после проведения инвестиционных торгов стали негосударственными предприятиями, иногда с иностранными участниками.

Несмотря на это длительное время отчетность их направлялась в статорганы через один из комбинатов (бывшее "головное" предприятие "Росмясомолторга"), где "сводилась" и предварительно обрабатывалась. Предприятия обменивались информацией о поступающей на склады продукции, предоставляли друг другу пустующие емкости, владели сведениями о ценовой политике конкурентов. Наценки, устанавливаемые хладокомбинатами, все же в большей степени зависели от производственных условий и определялись такими факторами как износ оборудования, емкость, транспортные подъезды, ситуацией в кредитной сфере (величина банковского процента), т.к. деятельность их, как и других оптовых предприятий, существенно зависела от объема оборотных средств. Успешная работа в этой сфере требовала умения повысить оборачиваемость, снизить сроки хранения продукции. Емкости хладокомбинатов загружены не полностью. Часть из них сдается в аренду коммерческим фирмам под хранение аналогичной продукции. Существует конкуренция за поставщиков продукции и арендаторов емкостей.

Вместе с тем существенная совокупная доля этих структур в поставках на рынок Санкт-Петербурга и сохранившаяся система связи между ними не позволяют исключить возможности монополистических сговоров.

Оптовыми закупками, хранением и поставкой в розничную сеть города овощей занимаются 12 овощебаз Петербурга, крупнейшие - АООТ "Фортуна" (14%), АООТ "Московское ОРО" (9,5%), Калининское ОРО (9%).

По картофелю - крупнейшие - ТОО "Приморское ОРО" (13%), Калининское ОРО (9%), АООТ "Невское ОРО" (9%).

По оптовым закупкам, хранению и реализации рыбы и морепродуктов на региональном рынке работает уже упоминавшееся АО "Ленрыба" (4%), а также Холодильник N 1 (6%), АО "Холод 2" (8%).

Закрепление функций.

АО "Ленхлебопродукт" зарегистрировано в Санкт-Петербурге в соответствии с Указами Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (от 01.07.92 N 721) и "О мерах по формированию государственной контрактной системы" (от 07.08.92 N 826). АО вошло в состав Федеральной контрактной корпорации "Росхлебопродукт".

Данное АО являлось правопреемником областного производственного объединения "Ленхлебопродукт", в состав которого входили мукомольные заводы (три из которых располагались в городе), областные хлебоприемные предприятия и комбикормовые заводы. После преобразования в АО в составе объединения осталось 5 из 14 ранее входивших в него предприятий, и все они находятся в Ленинградской области. Это изменило положение объединения на рынке по поставкам муки, зерна и комбикормов, которое раньше можно было рассматривать как доминирующее, что послужило основанием исключения его из Реестра предприятий-монополистов.

Однако, в соответствии с договором с "Росхлебопродуктом" на АО были возложены функции фондодержателя государственных ресурсов зерна, маслосемян, сортовых семян, муки, иной сельскохозяйственной продукции и продуктов зернопереработки на территории города и области. Таким образом длительное время за АО были закреплены исключительные функции по поставкам из федерального потребителям региона зерна, муки, крупы и комбикормов.

В то же время около 50% потребности региона в указанной продукции покрывалось за счет самостоятельных закупок мукомольными, хлебоприемными, хлебопекарными и комбикормовыми предприятиями продукции сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности напрямую и через коммерческие структуры.

Аналогичную роль в отношении мукомольных предприятий города играет ТОО "Мельком" (см. п. 1.5).

По договорам с хладокомбинатами шла централизованная закупка определенных видов продукции через систему Росконтракт. Как правило, покупателями при этом выступали сами хладокомбинаты и, если продукция поступала по сниженным ценам, выплачивали 5% комиссионных Росконтракту. Это накладывало определенные ограничения на хозяйственную деятельность хладокомбинатов.