Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.7. Рынок одежды

Особенностями соответствующих отраслей (швейная, трикотажная промышленность) являются значительная зависимость производства от изменения моды, что, в свою очередь, вызывает необходимость гибкой организации производства и быстрой переналадки оборудования; широкий ассортимент перерабатываемого сырья; многофункциональность изделий и наличие внутри агрегированной группы многовариантной взаимозаменяемости; сезонные колебания спроса по различным позициям ассортимента.

Конкурентная среда на данном товарном рынке определяется следующими моментами:

1. В основе определения продуктовых границ с точки зрения потребителей - мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров. Очевидно, что мужская, женская и детская одежда представляет для потребителей разные товарные группы. В то же время изделия из различных типов сырья, например, пальто из тканей и искусственного меха можно рассматривать как взаимозаменяемые изделия. Заменителями тканевых пальто являются также шубы из натурального меха, плащи и куртки из различных видов ткани, натуральной и искусственной кожи.

С точки зрения производства продуктовые границы можно определить и как более агрегированные товарные группы. Например, технологические возможности для выпуска пальто имеет любое швейное предприятие, оснащенное оборудованием для влажно-тепловой обработки. В целом на рынке одежды конкурентами выступают швейные и трикотажные предприятия Санкт-Петербурга и других регионов России.

2. Географические границы рынка определяются территорией, на которой покупатели могут приобрести данный товар. Для оптовых покупателей нет серьезных экономических и других барьеров, препятствующих приобретению этих товаров в других регионах России и за рубежом. Следовательно, рынок можно определить как республиканский с учетом возможностей конкуренции со стороны иностранных поставщиков.

Например, поставками на рынок Петербурга своей продукции занимаются Вологодская, Невельская, Северо-Двинская, Псковская, Архангельская швейные фабрики, швейная фабрика г. Боровичи и Московское швейное объединение "Радуга" и др.

3. Трудности выявления реальной структуры рассматриваемых рынков - большой объем неучтенного ввоза взаимозаменяемой продукции из других регионов и зарубежных стран.

К производителям одежды можно отнести 15 швейных и трикотажных предприятий Санкт-Петербурга, а также большое количество малых предприятий (ателье, частных фирм), занимающихся пошивом. Статистическая информация по последним, как правило, отсутствует, и без учета их деятельности распределение долей крупнейших производителей города выглядит следующим образом:

товарные группы - платья, юбки, блузы - 58% - АО "Первомайская заря";

мужские швейные изделия - костюмы, брюки, сорочки - 40,5% АОЗТ "ФОСП" и 38,3% - АО "Рассвет";

детские швейные изделия - 58,7% - АО "Салют".

По верхней одежде основным производителем является АО "Большевичка".

Изделия из натурального меха, которые можно рассматривать как заменитель тканевых пальто, в Петербурге производят Промышленно-торговое меховое предприятие "Рот-Фронт", Торгово-промышленная компания "Лена", ряд кооперативов, малых предприятий ("Пассаж", "Ладога", "Кредо", "Русский мех") и ателье. Кроме того, поставкой меха и меховых изделий в регион занимаются многочисленные коммерческие структуры.

4. Характерными чертами производственно-хозяйственной деятельности предприятий-производителей являются:

- общее падение объемов производства в связи с сокращением платежеспособного спроса, усилением конкуренции со стороны отечественных и иностранных поставщиков, трудностями с сырьем и фурнитурой,

- расширение ассортимента производимой продукции, освоение новых нетрадиционных для предприятия видов изделий,

- правильно выбранные направления диверсификации производства позволяют сгладить влияние сезонного характера спроса по основной номенклатуре на финансовые показатели деятельности предприятия,

- рентабельность предприятий отрасли находится в пределах 10-30%, индекс цен не превышает средний отраслевой и ниже регионального, что свидетельствует о ценовой конкуренции на данном рынке,

- основные каналы реализации в Санкт-Петербурге - крупные универмаги и собственные фирменные магазины, большой объем продукции вывозится за пределы региона,

- внешнеэкономическая деятельность строится на основе среднесрочных контрактов с зарубежными фирмами (контракты на компенсационной основе, лизинговые контракты), предусматривающих поставки готовой продукции в счет импорта оборудования, сырья, технологий,

- институциональная структура рынка меняется в связи с учредительской деятельностью участников рынка, созданием малых предприятий при крупных производителях швейных и трикотажных изделий с передачей в уставной фонд оборудования и размещением заказов на пошив изделий.

5. В ценообразовании и номенклатуре большую роль играют также такие факторы как стоимость и доступность сырья (тканей).

Затраты на сырье в стоимости готовой продукции составляют до 70%. Это определяет существенное влияние на состояние в отрасли структуры и экономической ситуации на рынках сырья, а также каналов снабжения предприятий-изготовителей сырьем и фурнитурой. Большую роль в этом вопросе играют традиционно сложившиеся связи и каналы получения сырья. Раньше большинство предприятий отрасли снабжались централизованно через государственные оптовые организации или через объединения производителей отрасли, которые брали на себя функции закупщика и распределителя сырья и продавца готовой продукции.

Примером может служить деятельность концерна "Российский мех", по разнарядкам которого поставлялось меховое сырье на производственно-торговые предприятия. Однако, начиная с 1992 г., большинство предприятий подотрасли стало самостоятельно закупать сырье у пушно-меховых баз и зверохозяйств. На этом этапе бывшим государственным предприятиям пришлось вступать в острую конкуренцию с частными лицами и коммерческими структурами за качественное сырье. Причем, из-за недостатка оборотных средств и безналичной формы расчетов в этой конкуренции за поставщика сырья предприятия-изготовители, как правило, проигрывают. В результате многие были вынуждены длительное время работать с т.н. давальческими заказами. Например, в объемах производства крупнейшего городского мехового предприятия ПТМП "Рот-Фронт" доля их доходила до 20%.

6. Наиболее сложная ситуация в производстве и обеспечении потребительского спроса складывается по наиболее социально-значимым сегментам рассматриваемого рынка, в частности по детской одежде.

Следует отметить, что традиционная сегментация рынка по половозрастному принципу не вполне отражает технологические и производственные барьеры между товарными группами. В составе товарной группы детская одежда присутствует достаточно разнообразный ассортимент изделий. Причем, существенных технологических препятствий для освоения новых видов швейных изделий нет, хотя переход с легких тканей на средние и тяжелые требует определенной переналадки оборудования. Кроме того, с точки зрения потребителей, в качестве субститутов можно рассматривать трикотажные детские изделия. Это расширяет состав конкурирующих на рынке производителей, куда должны включаться также трикотажные фабрики.

В то же время, с точки зрения производителей, швейные и трикотажные изделия не являются субститутами, так как предполагают различную технологию производства.

Поставщики продукции - местные швейные предприятия - АО "Салют", АО "Фабрика одежды СПб", "Первомайская заря", "Маяк", "Рассвет", "Большевичка", "Трибуна", "Труд", "Волна", "Северина", "Ладога" и др.;

местные трикотажные предприятия - АО "Красное знамя", "Ника", "Спорт", "Экспериментальная трикотажная фабрика", "Дом моделей";