Действующий

О "Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Санкт-Петербурга"

1.8. Рынок обуви

По своим характеристикам рынок обуви очень близок к рынку одежды. Здесь также как и в предыдущем случае мы имеем широкие географические границы товарного рынка, широту ассортимента, колебания спроса в соответствии с изменениями моды, сезонностью и другими факторами, зависимость от качества, устойчивости поставок и стоимости сырья.

Характерными чертами рынка обуви, определяющими конкурентную среду, являются следующие:

1. Институциональная структура обувной промышленности длительное время развивалась на основе общей для отраслей легкой промышленности концепции экономической эффективности централизации управления, концентрации производства на базе крупных предприятий и объединений, предметной специализации.

В четырехзвенную структуру управления отрасли входили Министерство легкой промышленности СССР, Министерство легкой промышленности РСФСР, Республиканское промышленное объединение (Рособувьпром), производственные объединения (типа ЛПО "Скороход"). Централизованы были и функции управления оптовой торговлей обуви, что выражалось в создании республиканских оптовых обувных объединений (Рособувьторг) и территориальных объединений (например, Ленобувьторг).

Санкт-Петербург долгие годы был одним из основных производителей обуви в стране. Например, фабрике "Скороход" насчитывается уже 100 лет, и до 1990 г. она являлась головным предприятием производственного объединения, в состав которого входило 18 предприятий, расположенных на Северо-Западе России и производящих в совокупности около 40 млн.пар обуви в год. Примерно, половина этого объема производства распределялась в регионе, остальная продукция вывозилась в другие районы СССР по схеме поставок, разрабатываемой Рособувьторгом. Объединение распалось в 1991 г. Головное предприятие - фабрика "Скороход" сохранила в целом свою основную специализацию - производство армейской, матерчатой и детской обуви, однако, работает над расширением ассортимента. Фабрики "Заря" и "Виктория" (специализируются на выпуске мужской обуви), русско-итальянско-австрийское предприятие "Альба" (производство женской обуви), фабрика "Спортобувь" (спортивная обувь), а также три предприятия Ленинградской области создали концерн Интерленпром.

До 1990 г. 100% резиновой обуви производилось объединением "Красный треугольник". Это крупнейшее из 17 производителей аналогичной продукции в СССР производило около 55 млн.пар в год. Его продукция составляла 93% продаж резиновой обуви в городе. В 1991 г. из объединения также выделилось три самостоятельных предприятия:

- Завод резиновых изделий (около 90% выпуска резиновых галош и спортивной обуви в городе),

- ПО "Красный треугольник" (специализируется на производстве ботиков и галош),

- Завод "Рассвет" (спортивная обувь и дамские ботики).

Производство валяной обуви по-прежнему сосредоточено на единственном городском предприятии - производственно-торговой фирме "Русь".

2. Наиболее существенное воздействие на изменение ситуации в обувном производстве Санкт-Петербурга оказал

- распад производственных объединений,

- децентрализация оптово-закупочной деятельности,

- либерализация условий внешнеэкономической деятельности российских организаций и иностранных инвестиций.

Значительно изменилась роль Рособувьторга, который, сохранив для отдельных предприятий функции посредника внутри страны, остался крупнейшим импортером обуви. В оптовую торговлю обувью активно включились как вновь созданные коммерческие структуры, так и бывшие "коллеги" - Росторгодежда, Росхозторг, Роскультторг и другие, что является отражением общей тенденции диверсификации деятельности оптового звена в торговле.

3. Обувные предприятия города (что характерно для всех производителей готовой продукции в легкой промышленности) испытывают значительные трудности с сырьем.

Прежде поставки сырья обеспечивались централизованно, через систему Госснаба. Основными поставщиками кож при этом являлись кожевенные предприятия Санкт-Петербурга и России. Поставки тканей, металлической и синтетической фурнитуры также осуществлялись преимущественно отечественными производителями. Часть заготовок и клеющие вещества импортировались (например, из Индии, Германии и других стран).

Как оборот рассматриваемой отрасли, так и качество конечной продукции в значительной степени определяются наличием и качеством исходного сырья. Между тем, монополизация сырьевых производств в сфере агропромышленного комплекса в условиях либерализации цен и разрыва традиционных хозяйственных связей привела к падению объемов производства, резкому росту цен на исходное сырье и материалы, ухудшению его качества. Механизм реализации антимонопольного законодательства в этом случае "не срабатывает" в силу целого ряда причин.


     (1) Прежде всего, отсутствие достоверной статистической информации о деятельности предприятий - поставщиков сырья.
Система государственной статистической отчетности изначально не ориентирована на сбор информации, дающей оценку уровня
концентрации производства и долей предприятий в объемах поставки соответствующей продукции в регион. В настоящее время
эти недостатки методологической базы статистики усиливаются практически полным отсутствием информации об объемах ввоза
и вывоза продукции и сырья через посреднические торгово-закупочные организации, биржевую торговлю, прямые бартерные
поставки между предприятиями.


     (2) Предприятия-производители готовой продукции, находящиеся в полной зависимости  от  поставщиков  сырья,  как  правило,  избегают обращаться с жалобами на их монополистическую деятельность, опасаясь полного разрыва  связей.  Кроме   того,  сохраняющийся   спрос   на относительно дешевую    по    сравнению   с   импортной   продукцией отечественную обувь пока позволяет перекладывать рост  себестоимости продукции на потребителей.


          (3) Естественной реакцией против монополизации отечественных сырьевых рынков  является  переключение  части   производителей   на импортное сырье.  В настоящее время около 20-30% потребности обувных предприятий покрываются  из  этого  источника,  что  также  является фактором удорожания конечной продукции.


4. Важным фактором, определяющим конкурентную среду в обувной промышленности, является структура и состояние основных фондов предприятий отрасли. По оценкам специалистов около половины фондов имеют двойной износ, изношенность средств производства составляет 70-80%. Отечественные машиностроительные предприятия удовлетворяют потребность в технологическом оборудовании на 60%, а многие виды оборудования не выпускаются вообще. В этих условиях, несмотря на относительно низкую заработную плату на российских предприятиях отрасли, они не выдерживают ценовую конкуренцию с зарубежными поставщиками обуви.

5. Несколько лет назад основной формой инвестиций в обувную промышленность города было создание совместных предприятий.

Пик создания совместных предприятий пришелся на 1989/91 гг., что определялось целым рядом факторов:

- либерализацией хозяйственной и внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий,

- распадом крупных объединений на ряд самостоятельных предприятий,

- благоприятной экономической конъюнктурой (дефицит на рынке обуви по высококачественным видам продукции и современным моделям).

Создание совместных предприятий способствовало решению проблем технического переоснащения отрасли, снабжения ее качественным сырьем. Вклады иностранной стороны, как правило, обеспечивались поставками оборудования и сырья. Российская сторона, предоставляла производственные помещения, персонал, обеспечивала энерго-, тепло- и водоснабжение, средства связи.

Создание совместных предприятий расширили число участников рынка и обеспечило существенный сдвиг в формах конкурентной борьбы переориентация на вопросы качества и освоения новых моделей и технологий.