Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
"Об экологических проблемах Санкт-
Петербурга и о мерах, принимаемых
для улучшения экологической обста-
новки в городе" от 10.08.95 N 43
Предложения Комитета экологии и природных ресурсов
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по
основным направлениям деятельности
оздоровлению экологической обстановки
в городе на 1996-2005 годы
Качество окружающей среды определяется загрязнением воздушного и водного бассейнов, городских земель, накоплением и утилизацией отходов, состоянием зеленых насаждений и многими другими факторами. Санкт-Петербург создает огромную антропогенную нагрузку на все составляющие природной среды, в том числе и на здоровье человека. Однако, нагрузка эта не исчерпывается собственными источниками. Располагаясь на "выходе" крупнейшей экосистемы Северо-Запада, объединяющей бассейн Ладожского озера, реку Неву и Финский залив, Санкт-Петербург принимает сточные воды территорий, находящихся на ее "входе". Наиболее существенное воздействие на качество окружающей среды в Санкт-Петербурге оказывает Ленинградская область.
Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге на ближайшие годы будет определяться как совершенствованием структуры управления в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, так и выполнением комплекса конкретных приоритетных природоохранных мероприятий.
1. Совершенствование управления охраной окружающей среды и
природопользованием
В целях совершенствования управления охраной окружающей среды и природопользованием в качестве основных предлагаются следующие направления деятельности:
разработка и поэтапное внедрение региональной системы регламентов природопользования для бассейна Балтийского моря с учетом природно-экономических особенностей и международных стандартов качества окружающей среды;
внедрение региональной государственной системы экологического мониторинга, включая создание и ведение единого банка данных о состоянии окружающей природной среды;
разработка и внедрение региональной (территориальной) системы социально-гигиенического мониторинга;
развитие системы радиационной безопасности, включая автоматизированную систему контроля радиационной обстановки;
разработка и внедрение региональной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
внедрение системы комплексного природопользования для предприятий;
внедрение системы экологического страхования;
разработка и внедрение системы экологической сертификации технологических процессов, продукции (включая транспортные средства, топливо), отходов, природных ресурсов и лицензирования видов деятельности, связанных с производством товаров (работ, услуг) природоохранного назначения.
2. Приоритетные природоохранные мероприятия.
Приоритетные природоохранные мероприятия определены в соответствии с прогнозом развития экологической ситуации.
2.1. Основной для Санкт-Петербурга на ближайшие годы станет проблема отходов.
Твердые бытовые и промышленно-строительные отходы (4410 тыс.куб.м в 1993 году) вывозятся на три обустроенных полигона, два из которых находятся на территории Ленинградской области, и заводы по переработке отходов МПБО-1 и с 1995 года - МПБО-2, проектной мощностью 1800 тыс.куб.м. Осадки, образующиеся при работе коммунальных очистных сооружений вывозятся на специализированные иловые площадки, занимающие площадь 160 га. На иловых площадках захоронено примерно 3600 т - Zn, 1400 - Pb, 220 т - Cd, 600 т - Cr, 1700 т - Cu, 600 т - Ni. Вопросы утилизации и применения осадка не решены. Мощности полигонов и иловых площадок близки к исчерпанию, а выделение земельных участков на территории Ленинградской области под строительство новых полигонов и иловых площадок маловероятно.
Важнейшей проблемой экологической безопасности города является проблема захоронения токсичных промышленных отходов и эксплуатации полигона "Красный Бор", который практически исчерпал свои ресурсы.
Для решения проблемы отходов предлагается:
строительство завода по переработке токсичных отходов на полигоне "Красный Бор";
внедрение производства по утилизации активных илов очистных сооружений;
строительство мусороперерабатывающих заводов для переработки твердых бытовых отходов, в том числе строительство мусороперерабатывающих заводов для городов-спутников;
внедрение системы учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов, создание сети наблюдений за местами складирования и захоронения опасных химических и радиоактивных веществ;
ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация или консервация старых свалок;
переработка золошлаковых отходов тепловых электростанций.
2.1. Воздушный бассейн города загрязняют промышленные предприятия и автотранспорт. Основной вклад в загрязнение атмосферы в Санкт-Петербурге вносит автотранспорт. При этом необходимо учитывать, что автомобиль является низким источником, т.е. выбросы загрязняющих веществ производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и усугубляет, тем самым, их вредное воздействие на организм.
Для обеспечения нормативных показателей качества атмосферного воздуха предлагается:
разработка и внедрение системы учета автотранспорта и контроля за его состоянием, принятие комплексной программы регулирования автомобильных потоков на магистралях города и грузопотоков (в первую очередь, экологически опасных);
преимущественное развитие общественного пассажирского транспорта, в первую очередь, электрического;