3.1. Указания и требования ГлавУОП в вопросах охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций-владельцев и пользователей памятников вне зависимости от ведомственной подчиненности и граждан на территории Ленинграда и территориях, находящихся в административном подчинении Ленсовету.
3.2. Работники ГлавУОП имеют право:
обследовать все здания и территории памятников истории и культуры, как находящиеся под государственной охраной, так и состоящие на государственном учете вне зависимости от их принадлежности;
иметь доступ ко всем архивным историческим документам, необходимым для научных исследований;
составлять акты и выдавать предписания по условиям использования и эксплуатации памятников с указанием сроков их выполнения;
брать в установленном законом порядке под государственную охрану или на государственный учет вновь выявленные памятники истории и культуры, а также снимать с государственного учета памятники, историческое и культурное значение которых не подтвердилось в ходе научных исследований;
подготавливать предложения в Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР о присвоении памятникам статуса "Памятник союзного или республиканского значения";
в установленном законом порядке решать вопросы о сносе, перемещении или изменении памятника истории и культуры;
в необходимых случаях давать предписания на приостановку и закрытие финансирования производства строительных и земляных работ на памятниках, территориях и в границах охранных зон и зон регулирования застройки, выполняемых без соответствующего разрешения, в случае угрозы разрушения или причинения ущерба памятникам истории и культуры, запрещать продолжение любых видов работ в случае, когда они проводятся не в соответствии с утвержденной технической документацией или с нарушением технических условий и методических требований в области охраны и реставрации памятников;
досрочно расторгать охранно-арендные договоры, изымать памятники истории и культуры у пользователей, не обеспечивающих их сохранность или систематически нарушающих обязательства по договору;
проводить технические и художественные экспертизы по памятникам и учетным объектам с целью определения стоимости нанесенного им ущерба и принимать меры к его возмещению в установленном законом порядке;
в установленном законом порядке взыскивать штрафы, предусмотренные законодательством, с лиц и организаций, виновных в невыполнении правил охраны, использования, эксплуатации и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон охраны и зон регулирования застройки, нарушении правил производства работ, проектов и других нарушениях правил охраны и использования памятников, а также вносить в правоохранительные органы представления о привлечении этих лиц и организаций к установленной законом ответственности;
привлекать в необходимых случаях экспертов и специалистов для проведения экспертиз и составления актов технического обследования зданий-памятников на договорных условиях;
принимать на себя функции заказчика по доверенности от других заказчиков с фондом заработной платы на ведение технического надзора;
принимать на централизованный счет все виды средств, включая пожертвования, для направления их на финансирование восстановительных и реставрационных работ, открывать счета во Внешэкономбанке СССР;
участвовать на договорных началах в распределении доходов пользователей и арендаторов памятников;
утверждать проектно-сметную документацию на ремонтные, восстановительные, реставрационные работы и работы по консервации, единичные расценки, индивидуальные калькуляции, нормы выработки, нормы расхода материалов;
в целях развития международного культурного обмена разрешать с соблюдением правил и условий, специально устанавливаемых для каждого случая, временный вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР.