Уполномоченный, получив жалобу (заявление), имеет право:
1) принять жалобу (заявление) к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу (заявление) лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы (заявления) к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивированным.
Если жалоба (заявление) соответствуют требованиям, указанным в ст.17 настоящего Закона, Уполномоченный в 5-дневный срок со дня принятия жалобы (заявления) извещает об этом государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, действия (бездействия) или решения которого обжалуются. Копия извещения направляется вышестоящему должностному лицу.
К извещению может быть приложена копия жалобы (заявления) и иные необходимые документы. Уполномоченный вправе не раскрывать фамилии лица, обратившегося к нему с жалобой.
Государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, действия или решения которого обжалуются, вправе дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. С предоставленными объяснениями может быть ознакомлен заявитель.
В случае предоставления объяснений, указанных в части четвертой настоящей статьи, Уполномоченный при принятии решения по делу учитывает их наряду с другой собранной по делу информацией.
Уполномоченный вправе по собственной инициативе собирать необходимую информацию или обратиться к компетентным государственным, муниципальным органам или должностным лицам с просьбой оказать содействие в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.