(с изменениями от 14 июня 2002 года)
_______________________________________________________
Утратит силу с 1 января 2006 года на основании
Закона Пермской области от 5 сентября 2005 года № 2474-548
_______________________________________________________
____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 14 июня 2002 года № 205-33.
____________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области
от 18 октября 2001 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Пермской области определяет общие принципы, виды и формы территориального общественного самоуправления, гарантии самостоятельности и свободной инициативы граждан в организации самоуправления по месту жительства.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
Под территориальным общественным самоуправлением в Пермской области понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление является формой участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление создается на основании территориального единства и общности интересов жителей, сложившихся традиций и обычаев, по месту жительства граждан, в целях решения общих задач улучшения жизни и быта населения, содействия реализации функций местного самоуправления. (в редакции Закона Пермской области от 14 июня 2002 года № 205-33)
Границы, в которых осуществляется территориальное общественное самоуправление и действуют его органы, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального образования по предложению граждан с учетом законных интересов жителей других частей муниципальной территории, сложившихся традиций и обычаев.
Порядок определения границ территориального общественного самоуправления устанавливается актами представительных органов местного самоуправления.
Правовые основы территориального общественного самоуправления в Пермской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Пермской области, законы Пермской области, уставы муниципальных образований и положения, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, о территориальном общественном самоуправлении, об уличных, домовых, квартальных комитетах, о старостах сел и деревень и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Жители Пермской области имеют право на территориальное общественное самоуправление и свободно реализуют его в порядке, определенном настоящим Законом, уставами муниципальных образований и положениями о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Жители области осуществляют право на территориальное общественное самоуправление непосредственно, участвуя в собраниях (сходах), конференциях граждан, а также через избираемые ими органы территориального общественного самоуправления и выборных лиц.
Правом решающего голоса на общих собраниях (сходах) и конференциях граждан, правом избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления обладают жители области, достигшие 18-летнего возраста (кроме лиц, признанных судом недееспособными), постоянно или преимущественно проживающие на территории, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
Правом решающего голоса, правом избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления могут обладать также несовершеннолетние жители Пермской области, достигшие 16-летнего возраста, если это предусмотрено муниципальным положением о территориальном общественном самоуправлении.
Территориальное общественное самоуправление по территориальному признаку включает в себя:
1) территориальное общественное самоуправление административно-территориальных единиц, не являющихся муниципальными образованиями;
2) территориальное общественное самоуправление микрорайонов, жилых комплексов, других аналогичных частей городского поселения, сельских населенных пунктов или групп населенных пунктов;
3) территориальное общественное самоуправление улиц, кварталов, домов и иных территорий.
Территориальное общественное самоуправление в Пермской области осуществляется жителями в следующих формах:
1) непосредственно населением;
2) через органы территориального общественного самоуправления;
3) через выборных лиц территориального общественного самоуправления.
Непосредственное самоуправление - прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения, реализуемое через собрания (сходы), конференции жителей и другие организационные институты.
Органы территориального общественного самоуправления - коллегиальные органы, формируемые жителями части территории муниципального образования для реализации собственных инициатив в вопросах местного значения (общественные советы, комитеты, советы старейшин и т.п.).
Выборные лица - лица, избираемые жителями части территории муниципального образования для содействия выполнению задач и функций территориального общественного самоуправления.
Выборные лица - старосты, старейшины, старшины, уполномоченные, ответственные за определенные участки работы, их помощники и другие - избираются на общих собраниях (сходах), конференциях жителей.
Граждане вправе самостоятельно определять структуру территориального общественного самоуправления, наименование его органов и выборных лиц с соблюдением норм действующего законодательства и актов органов местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в Пермской области основывается на принципах:
1) законности;
2) гласности и учета общественного мнения;
3) соблюдения прав и законных интересов граждан;
4) самостоятельности и ответственности в осуществлении общественных инициатив;
5) свободного волеизъявления граждан;
6) выборности и подотчетности жителям органов территориального общественного самоуправления и выборных лиц;
7) широкого участия граждан в выработке и реализации общественных инициатив;
8) сочетания интересов жителей части муниципальной территории с интересами населения всего муниципального образования;
9) свободы выбора организационных форм и структуры территориального общественного самоуправления;
10) единства общественных начал и профессионализма в работе органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления;
11) гарантий и содействия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Население территории непосредственно либо через действующие от его имени органы и выборных лиц территориального общественного самоуправления вправе:
1) разрабатывать и принимать программы развития своей территории с учетом программ развития территории муниципального образования;
2) вносить предложения в планы и программы экономического и социального развития территории муниципального образования;
4) совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры социальной защиты жителей территории;
5) оказывать содействие формированию рынка услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, инициировать создание товариществ собственников жилья;
6) заслушивать отчеты, доклады, информации должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления;
7) оказывать содействие органам охраны общественного порядка, получать необходимую для своей работы информацию у представителей муниципальных органов охраны правопорядка, формировать добровольные дружины охраны общественного порядка;
8) участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры в порядке установленном законодательством;
9) вносить предложения по переименованию улиц и площадей, объявлению памятниками истории, культуры объектов, находящихся на территории;
10) принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения территории;
11) организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории, охране общественного порядка;
12) принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;
13) содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;
14) организовывать общественные работы на своей территории, включая оплачиваемые, в пределах средств, находящихся в распоряжении органов территориального общественного самоуправления;
15) вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения;
16) вносить предложения органам местного самоуправления по вопросам деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работе отдельных специалистов в сфере торговли, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, об улучшении работы общественного пассажирского транспорта, по созданию комиссий для изучения состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории;
19) направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;
20) вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом органа территориального общественного самоуправления;
21) осуществлять другие инициативы, затрагивающие интересы населения, не противоречащие законодательству и уставу муниципального образования.
Органы местного самоуправления вправе наделять органы территориального общественного самоуправления отдельными полномочиями по решению вопросов местного значения, определять сферы совместного ведения, круг вопросов, для решения которых требуется согласие органов территориального общественного самоуправления.
Вопросы местного значения, относящиеся к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления, не могут передаваться на решение органов территориального общественного самоуправления.