6.1. Проведение обучающих семинаров
для журналистов Пермской области
Необходимость обучения журналистов продиктована динамикой развития СМИ Перми и Пермской области. Если на 1 января 1995 года было официально зарегистрировано 29 телепрограмм и 19 радиопрограмм, то на 1 июля 1999 года зарегистрировано уже 56 телепрограмм и 37 радиопрограмм. В Прикамье традиционно издается большое число печатных средств массовой информации: регулярно выходят 20 областных газет, 39 муниципальных, более 80 частных газет, 45 ведомственных.
В результате столь бурного роста количества СМИ в журналистику пришло около 1000 человек, не имеющих специального образования. Из 1800 журналистов, работающих в печатных и электронных СМИ Пермской области, специальное образование имеют не более 10 процентов. Появление большого числа непрофессиональных журналистов сказывается на творческом уровне средств массовой информации, а ведь они, как известно, оказывают непосредственное влияние на общественное мнение.
В течение последних 10 лет Пермская областная организация Союза журналистов, объективно оценивая эту ситуацию, постоянно осуществляла творческую учебу, правовую подготовку журналистов. Только в 1999 году было проведено 14 учебных семинаров, в которых приняло участие более 500 человек.
В организации учебы журналистов областной бюджет поддержки не оказывал. Отсутствие гарантий хотя бы на некоторые средства не позволяло четко спланировать и упорядочить тематику проведения обучающих семинаров.
Так как данной целевой комплексной программой предусматривается финансирование из областного бюджета мероприятий по переходу печатных и электронных СМИ на новые технологи, развитию средств связи, созданию в дальнейшем региональных теле- и радиоканалов и т. д., вопрос повышения профессионального уровня журналистов, подготовки кадров становится еще более актуальным, нуждающемся в активной поддержке. Современные средства массовой информации действуют в достаточно сложном правовом поле. Их деятельность регулируется массой законодательных актов, не соблюдение которых влечет строгие санкции. Растет число судебных исков к СМИ, разного уровня профессиональных конфликтов.
Средства массовой информации работают на сегодняшний день и в сложных экономических условиях, когда для выживания они должны уметь самостоятельно зарабатывать. При этом профессиональная подготовка административно-управленческого персонала СМИ недостаточна, а порой и крайне слаба, доказательством чему послужили итоги проведенного среди них опроса.
Учитывая все вышесказанное, подпрограмма "Проведение обучающих семинаров и творческих конкурсов" планирует принять участие в проведении обучающих семинаров для журналистов Пермской области по вопросам права и экономики совместно с Пермской ассоциацией радио и телевидения (ПАРТ).
В рамках данного проекта будут организованы семинары для административноуправленческого персонала СМИ Перми и Пермской области по направлениям:
"Особенности менеджмента в СМИ: стратегическое планирование, управление персоналом", "Особенности маркетинга в СМИ: методы анализа, разработка стратегии, исследование аудитории СМИ", "Паблик Рилейшнз:
PR в СМИ, PR и СМИ", "Правовые аспекты функционирования СМИ", "Финансовая политика, бухгалтерский учет и налогообложение в СМИ". В ходе проекта будет обучено не менее 160 человек, проведено социологическое исследование, по итогам которого будут даны рекомендации руководителям средств массовой информации. Семинары будут проводиться для журналистов телерадиокомпаний и периодических печатных изданий.
Так как данный проект получил грант фонда "Евразия", подпрограмма предусматривает финансирование из областного бюджета только расходов на проживание иногородних журналистов во время проведения семинаров (23 000 рублей).
В подпрограмму включен также цикл творческих семинаров для журналистов газет на базе областного Дома журналиста и четырех клубов журналистского мастерства, действующих в Пермской области. Из областного бюджета финансируется 50% расходов от общей сметы - 55 тысяч рублей. В 2000 году намечено провести 15 семинаров, в т. ч. 11 по вопросам творческой учебы.