Действующий

Об утверждении целевой комплексной Программы "Поддержка и развитие средств массовой информации, издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах"

2. Подпрограмма "Развитие редакций районных и
городских газет и полиграфической базы их печатания"

Одной из главных целей комплексной программы является создание надежной материально-технической базы полиграфического производства Пермской области. Именно она определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения. От ее состояния зависит не только степень реализации конституционных прав жителей области на получение и распространение информации, на обращение и доступ к культурным ценностям, но и, в конечном счете, политическая стабильность в области, творческий, научный и культурный потенциал населения.

Полиграфическая промышленность наиболее фондоемкая из подотраслей сферы печати, на нее приходится 95,3% стоимости основных фондов. В то же время эти фонды характеризуются высокой степенью физического и морального износа. Так, по Пермской области 56% оборудования городских и районных типографий эксплуатируются более 10 лет, в том числе более 20 лет работают 20% машин. В технологическом плане сохраняется значительное отставание от современных требований по удельному весу прогрессивных технологий. Так, высокая печать, отличающаяся самой низкой производительностью и повышенной степенью экологической опасности, занимает по районным и городским типографиям 38% (не должна превышать 10%).

Обновление производственного потенциала в последние годы идет практически только по линии реконструкции и технического перевооружения. Новое строительство ограничено лишь несколькими объектами (типографии в гг. Березники, Краснокамск). В г.Краснокамске строительство начато еще в конце 80-х годов и до сих пор не завершено. Это связано с тем, что собственный инвестиционный потенциал полиграфических предприятий крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства, сокращение объема заказов на полиграфическую продукцию, инфляция и высокие процентные ставки по кредитам не дают возможности типографиям направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства.

Сократились тиражи книг и брошюр, совокупный их объем (листаж) составил в 1998 году по отношению к 1991 году - 45%. Выпуск городских и районных газет сократился на 35%. В связи с падением выпуска полиграфической продукции производственные мощности большинства предприятий оказались незагруженными.

Налицо, таким образом, сложная и противоречивая проблемная ситуация, при которой, с одной стороны, имеет место невостребованность производственного потенциала полиграфии, а с другой - невозможность на имеющемся устаревшем оборудовании в полной мере удовлетворять качественные потребности издателей и читателей, выпуская современную конкурентоспособную печатную продукцию. Неполная загрузка снижает эффективность производства (а иногда ставит под угрозу саму возможность его существования), не позволяет получать нужных для технического перевооружения финансовых накоплений.

Все это обрекает полиграфическое производство на нестабильность, которая может снизить уровень информационного обслуживания населения области.

Поэтому на нынешнем этапе отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.

Целевая комплексная программа "Поддержка и развитие средств массовой информации, издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах" сосредоточила инвестиционные ресурсы по капитальным вложениям на двух приоритетных направлениях: завершение программы организации централизованной печати районных и городских газет на основе создания пунктов централизации (базовых межрайонных типографий) и оснащения их современной техникой и технологией;

поддержка технического развития и освоения прогрессивных технологий полиграфических предприятий, выдвинувших интересные проекты по выпуску социально значимой для области продукции.

Первое направление охватывает практически все города и районы области и содержит 42 объекта, хотя и небольших, но чрезвычайно важных для сохранения уровня региональной периодики и резкого повышения качества ее полиграфического исполнения. Создание пунктов централизации планируется на базе действующих типографий; поэтому объемы затрат на них сравнительно небольшие. Финансирование этих затрат рассчитано не только из средств областного бюджета, но и с помощью привлеченных средств местных бюджетов и самих предприятий. По второму направлению будут использованы два вида финансовой поддержки:

гранты (на конкурсной основе, для всех полиграфических предприятий) согласно "Положению о присуждении грантов администрации Пермской области по поддержке и развитию СМИ, полиграфии и книгоиздания", которое будет утверждено дополнительно указом губернатора области;

организационная поддержка лизинга полиграфического оборудования (оформление лизинговых кредитов государственными предприятиями под гарантию областной администрации).

В результате проведения данных мероприятий планируется достигнуть более высокого технического уровня материально-технической базы городских и районных газет Пермской области, устойчивого функционирования полиграфического производства;

удовлетворения потребительского спроса населения на газетную продукцию высокого качества и получение иных благоприятных социальных эффектов, таких как улучшение условий труда журналистов и полиграфистов, оздоровление экологической обстановки на полиграфических предприятиях.