от 23 июня 2000 года № 982
Об утверждении целевой комплексной Программы
"Поддержка и развитие средств массовой информации,
издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах"
В целях поддержки средств массовой информации Пермской области, государственного телерадиовещания, а также дальнейшего развития книгоиздания и полиграфии,
Законодательное Собрание Пермской области решает:
1. Утвердить целевую комплексную Программу "Поддержка и развитие средств массовой информации, издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах" (прилагается).
2. Рекомендовать администрации Пермской области при формировании проекта бюджета Пермской области на соответствующий год предусматривать выделение бюджетных средств на реализацию настоящей целевой комплексной Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Пермской области предусматривать в бюджетах муниципальных образований выделение бюджетных средств на реализацию соответствующих мероприятий настоящей целевой комплексной Программы.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Г.В. Игумнов
Приложение
к решению Законодательного Собрания Пермской области
от 23 июня 2000 года № 982
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ,
ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛИГРАФИИ В 2000-2003 ГОДАХ"
Наименование Программы:
"Поддержка и развитие средств массовой информации, издательской деятельности и полиграфии в 2000 - 2003 гг.".
Заказчик Программы: Администрация Пермской области.
Разработчики:
Отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата администрации области;
Рабочая группа по разработке программы, в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 31.08.99 № 365-р.
Исполнители основных мероприятий Программы:
отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата
администрации области, другие структурные подразделения администрации области;
органы местного самоуправления городов и районов Пермской области;
редакторы муниципальных средств массовой информации Пермской области;
предприятия, оказывающие услуги связи;
областное государственное предприятие "Пермское книжное издательство" и другие организации, указанные в программе.
Основные цели и задачи Программы:
совершенствование схемы размещения издательско-полиграфической базы области;
техническое переоснащение издательско-полиграфической базы области;
обеспечение бумагой муниципальных газет области по льготной цене;
модернизация оборудования муниципальных средств массовой информации;
установка оперативной связи с редакциями средств массовой информации городов и районов области;
обеспечение населения Пермской области государственным телевидением и радио;
повышение профессионального уровня журналистов Пермской области;
поддержка климата социальной стабильности в регионе при содействии средств массовой информации Пермской области;
развитие государственного книгопечатания в Пермской области.
Сроки реализации Программы:
2000-2003 годы
Объемы и источники финансирования: 2000 год:
из средств областного бюджета 15 714,5 тыс. рублей
из средств местных бюджетов 3 023,0 тыс. рублей
привлеченные средства 25 797,35 тыс. рублей 2001 год:
из средств областного бюджета 18 788,83 тыс. рублей
из средств местных бюджетов 5 174,21 тыс. рублей
привлеченные средства 34 551,39 тыс.рублей 2002 год:
из средств областного бюджета 21 011 968 рублей (36,84 %)
из средств местных бюджетов 2 696 320 рублей (4,73 %)
привлеченные средства 33 323 576 рублей (58,43 %) 2003 год:
из средств областного бюджета 13 393 856 рублей (63,15 %)
из средств местных бюджетов 2 323 776 рублей (10,96 %)
привлеченные средства 5 491 256 рублей (25,89 %)
Ожидаемые конечные результаты:
Создание сети из 5 межрайонных типографий для централизованного печатания городских и районных газет. Обновление парка оборудования межрайонных типографий путем закупки современных технологических комплексов.
Перевод городских и районных газет на компьютерный набор и офсетный способ печати. Техническое переоснащение редакций городских и районных газет. Обеспечение городских и районных газет бумагой по льготной цене.
Укомплектовка муниципальных телерадиокомпаний современным оборудованием, соответствующим современным требованиям сертификации.
Приобретение и установка в редакциях городских и районных средств массовой информации средств оперативной связи (факсы, компьютеры, электронная почта, Интернет).
Расширение территории и качественных показателей вещания Всероссийского государственного телерадиоканала ("РТР" и "Радио России") и Пермского областного радио и телевидения (Пермская государственная телерадиокомпания "Т7").
Повышение профессионального уровня журналистов Пермской области путем проведения обучающих семинаров. Поддержка областных и межрегиональных творческих конкурсов журналистов.
Развитие юнкоровского движения.
Создание журналистских публикаций и телерадиопередач по поддержке климата социальной стабильности в Пермской области.
Развитие государственного книгоиздания в Пермской области.
Система контроля за исполнением Программы:
Полугодовые отчеты и информации основных исполнителей программы направляются в отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации. Администрация области ежегодно предоставляет отчет о ходе реализации программы в Законодательном Собрании области.
Основные положения
целевой комплексной программы
"Поддержка и развитие средств массовой информации,
издательской деятельности и полиграфии в 2000-2003 годах"
В процессе изменения общественно-политической жизни в Российской Федерации, в том числе и в Пермской области децентрализации управления, расширения полномочий органов местного самоуправления - роль региональных средств массовой информации существенно возрастает. Деятельность периодических печатных изданий, телерадиокомпаний способствует повышению уровня информированности населения о событиях, происходящих как в стране в целом, так и в регионе, городе, районе. Газеты, телевидение и радио призваны повышать культурный и образовательный уровень людей, совершенствовать их формы досуга.
Для создания качественного конечного продукта любого средства массовой информации нужны профессиональные журналисты, грамотные управленцы и менеджеры. Необходимо также обеспечить их доступ к оперативной информации, столь многообразно представленной на рубеже тысячелетий, но, к сожалению, далеко не всем доступной.
С точки зрения функционирования телевидение и радиовещание это сложный межотраслевой механизм, работу которого обеспечивают различные предприятия, организации и ведомства. Современное телерадиовещание может развиваться только при условии своевременной и спланированной модернизации как студийной аппаратуры телерадиокомпаний, так и обслуживающих их систем подачи-приема сигнала. Обозначенные выше цели не могут быть комплексно решены только за счет собственных средств телерадиокомпаний, муниципалитетов или предприятий связи, так как требуют достаточных материальных затрат и их поэтапной реализации.
Следует также отметить, что важным условием для выпуска печатных средств массовой информации является создание надежной материально-технической базы полиграфического производства. На сегодняшний день основные фонды полиграфических предприятий области, выпускающих печатные средства массовой информации, характеризуются высокой степенью физического и морального износа. Их собственный инвестиционный потенциал крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства при относительно невысокой рентабельности, обусловленной низкой покупательской способностью конечного потребителя, не позволяет предприятиям в условиях инфляции и высоких процентных ставок по кредитам направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства.
Поэтому на нынешнем этапе полиграфическая отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
Негативное влияние на дальнейшее развитие полиграфии, невостребованность производственного потенциала оказало и уменьшение загрузки книжных линий со стороны издательств, снижение тиражности.
Несмотря на значительное увеличение субъектов издательской деятельности, в Прикамье не осталось ни одного государственного издательства. В то же время большинство социально-значимой литературы - национальной, краеведческой, технической, естественнонаучной, детской, произведений российских писателей и поэтов, в том числе и пермских, осталось далеко за пределами интересов негосударственных, частных издательств. Налицо деформированность тематической структуры издательского рынка в сторону коммерческих, рекламных проектов и низкосортной литературы. Суть государственной поддержки книгоиздания в Пермской области - в оптимизации книжного рынка за счет поддержки государственного книгоиздания и издательских проектов, имеющих социальную значимость.
Учитывая изложенное, следует считать, что решение проблемы поддержки и развития СМИ, полиграфии и государственного книгоиздания в Пермской области возможно только посредством реализации областной целевой комплексной программы.
Одной из главных целей комплексной программы является создание надежной материально-технической базы полиграфического производства Пермской области. Именно она определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения. От ее состояния зависит не только степень реализации конституционных прав жителей области на получение и распространение информации, на обращение и доступ к культурным ценностям, но и, в конечном счете, политическая стабильность в области, творческий, научный и культурный потенциал населения.
Полиграфическая промышленность наиболее фондоемкая из подотраслей сферы печати, на нее приходится 95,3% стоимости основных фондов. В то же время эти фонды характеризуются высокой степенью физического и морального износа. Так, по Пермской области 56% оборудования городских и районных типографий эксплуатируются более 10 лет, в том числе более 20 лет работают 20% машин. В технологическом плане сохраняется значительное отставание от современных требований по удельному весу прогрессивных технологий. Так, высокая печать, отличающаяся самой низкой производительностью и повышенной степенью экологической опасности, занимает по районным и городским типографиям 38% (не должна превышать 10%).
Обновление производственного потенциала в последние годы идет практически только по линии реконструкции и технического перевооружения. Новое строительство ограничено лишь несколькими объектами (типографии в гг. Березники, Краснокамск). В г.Краснокамске строительство начато еще в конце 80-х годов и до сих пор не завершено. Это связано с тем, что собственный инвестиционный потенциал полиграфических предприятий крайне низок. Средний размер годового фонда накопления одного предприятия недостаточен даже для разовой закупки одной печатной машины. Значительная капиталоемкость полиграфического производства, сокращение объема заказов на полиграфическую продукцию, инфляция и высокие процентные ставки по кредитам не дают возможности типографиям направлять на объемные инвестиции собственные и заемные средства.
Сократились тиражи книг и брошюр, совокупный их объем (листаж) составил в 1998 году по отношению к 1991 году - 45%. Выпуск городских и районных газет сократился на 35%. В связи с падением выпуска полиграфической продукции производственные мощности большинства предприятий оказались незагруженными.
Налицо, таким образом, сложная и противоречивая проблемная ситуация, при которой, с одной стороны, имеет место невостребованность производственного потенциала полиграфии, а с другой - невозможность на имеющемся устаревшем оборудовании в полной мере удовлетворять качественные потребности издателей и читателей, выпуская современную конкурентоспособную печатную продукцию. Неполная загрузка снижает эффективность производства (а иногда ставит под угрозу саму возможность его существования), не позволяет получать нужных для технического перевооружения финансовых накоплений.
Все это обрекает полиграфическое производство на нестабильность, которая может снизить уровень информационного обслуживания населения области.
Поэтому на нынешнем этапе отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.