Приватизация и акционирование предприятий строительной отрасли, изменение инвестиционной политики администраций городов и районов области, инфляция и ряд других причин привели в 1990-х годах к резкому снижению объемов строительства жилья. На рубеже 1980-1990-х годов только в г.Перми ежегодно вводилось до 500 тыс.кв.м жилья, примерно столько же и на территории всей области. За 1999 год было введено в области 414,6 тыс.кв.м жилья.
В переходный период многие инвесторы и строительные организации переориентировались на строительство элитного жилья, поселков коттеджной (усадебной) застройки. Жилые дома массовых серий строились в местах, необеспеченных развитой инфраструктурой. Все это привело к росту объемов незавершенного строительства, замораживанию средств, уменьшению оборотных средств самих подрядных организаций, увеличению неплатежей в бюджет, потере квалифицированных кадров. Ухудшилось качество строительства, увеличился травматизм.
Попытки реанимации строительного комплекса в 1993-1996 годах ни к чему не привели. Основной задачей органов государственной власти области и строительной отрасли в этот период стало привлечение инвестиций.
Указ Президента Российской Федерации от 29.03.96 N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище" давал широкие полномочия субъектам Российской Федерации в привлечении средств граждан к инвестированию в строительство, так в статье 44 (раздел IV) говорилось:
"..необходимо обеспечить дальнейшее внедрение в практику субъектов Российской Федерации следующих мер:
выплата гражданам субсидий на строительство и приобретение жилья;
предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные кредиты;
выпуск жилищных ценных бумаг и т.д.", однако:
выплаты субсидий на строительство и приобретение жилья населению со средним и ниже среднего достатками были невозможны из-за отсутствия механизма выдачи субсидий и необеспеченности доходной части бюджета;
выплаты ссуд и кредитов предприятиями - работодателями были невозможны из-за отсутствия свободных средств и относительно низкой рентабельности этих предприятий; "жилищный сертификат", Положение о котором было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10.07.94 N 1182, оказался непривлекателен для многих потенциальных эмитентов из-за жестких требований по погашению (7 банковских дней);
Указ Президента Российской Федерации от 28.02.96 N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" не сработал из-за высоких процентных ставок, при выдаче кредитов (120% годовых), крайне невыгодных заемщикам. Принятые в течение 1997-1999 годов нормативные правовые документы, снижение инфляции, некоторая стабилизация экономики создали благоприятные условия для развития ипотечного жилищного кредитования (в дальнейшем по тексту ипотечного кредитования).