В рамках нового этапа реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривается новая структура платежей населения.
Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности включает плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
Собственник жилых помещений вместо платы за наем жилья осуществляет платеж - налог на имущество физических лиц (первая и вторая части в редакции решения Законодательного Собрания Пермской области от 7 марта 2000 года № 851).
Кроме того предлагается (по мере выхода нормативных актов) в структуру оплаты жилищных услуг включить затраты по страхованию жилья.
Это позволит защитить население от негативных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.
В условиях, когда бюджетное дотирование жилищных услуг по области практически не обеспечено финансированием, а реальный рынок жилья находится в начальной стадии формирования, величину платы за наем целесообразно устанавливать дифференцированно с учетом потребительских свойств жилья, а в перспективе необходим переход на возмещение нанимателем инвестиционных затрат в течение срока службы жилищного фонда. Собранные средства в виде платы за наем жилых помещений поступают в распоряжение их собственника. На период реформирования системы финансирования жилищных услуг эти средства рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Введение платы за наем осуществляется поэтапно с учетом платежеспособности населения и развития системы социальной поддержки семей с низкими доходами путем предоставления жилищных субсидий. Определение темпов изменения платы за наем должно быть также скоординировано с общими темпами изменения оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в рамках перехода к предоставлению их на бездотационной основе.
Величина платы за наем учитывается при расчете жилищных субсидий.
В переходный период, когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и ставками и тарифами для населения, утвержденными органами местного самоуправления в пределах принятых сроков и уровней платежей, предполагается ввести дифференцированные ставки и тарифы на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а также на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.