Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города (района) в реконструкции и развитии городской инфраструктуры. Отсутствие бюджетных источников финансирования капиталовложений требует поиска новых источников средств, рационализации тарифной политики.
Одним из приоритетных направлений в этой связи следует считать практику привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты.
К внебюджетным средствам относятся различные формы заимствования средств, самостоятельный выход на рынок облигаций, привлечение кредитов банка.
Широкое распространение в развитии жилищно-коммунального хозяйства должны получить долгосрочные займы с последующим инвестированием полученных средств в городскую (районную) инфраструктуру и выплатами по долгам в течение длительного периода.
Большое влияние на условия кредита и возможность сохранить конкурентную среду среди кредиторов и инвесторов оказывает обеспечение возврата муниципального займа надежным залогом. Залогом могут служить коммунальные платежи, часть потока платежей населения, так как они обладают наибольшей ликвидностью. Кредит целесообразно обеспечить гарантиями города (района) в размере сумм запланированных дотаций. Гарантии оформляются как поручительством, так и переданными в залог векселями.
Немаловажным источником финансирования затрат по содержанию жилищного фонда могут быть средства от оплаты за аренду нежилых помещений и налоги на имущество, полученные от собственников жилья, в части, поступающей в местный бюджет.
Исходя из вышеизложенного рекомендуется предусмотреть:
1. Постепенный переход к 2008 году на 100-процентное финансирование, исходя из экономически обоснованных затрат на услуги соответствующего качества. (пункт с изменениями, внесенными решением Законодательного Собрания Пермской области от 7 марта 2000 года № 851)
2. При формировании прогнозных вариантов бюджетов территорий на период проведения реформы не допустить снижения удельного веса финансирования жилищно-коммунального хозяйства в консолидированном бюджете и предусмотреть выделение субсидий на финансирование жилищно-коммунального хозяйства отдельной строкой в бюджетах всех уровней.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления направлять средства, полученные за аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности, на финансирование жилищного хозяйства.
4. Предоставить право органам местного самоуправления в целях социальной защиты граждан с низкими доходами вводить в зависимости от финансовой обстановки на территории и возможности предоставления жилищных субсидий снижения для указанной категории граждан уровня предельных затрат, направляемых на оплату жилья и коммунальных услуг.