С социальным стандартом связано понятие сверхнормативного потребления жилищно-коммунальных услуг.
На переходный период в условиях дефицита бюджет должен дотировать потребление услуг только в пределах социального стандарта (нормативов потребления и социальной нормы площади жилья).
Утверждение социального стандарта территории осуществляется на муниципальном уровне, кроме: социальной нормы площади жилья, предельного уровня платежей граждан (в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг), максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, которые являются областными стандартами. При этом муниципальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения, водоотведения, отопления и горячего водоснабжения и т.д.).
В качестве исходной базы для определения социального стандарта служит "Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг" (Москва, 1993 г.).
Органам местного самоуправления в рамках собственной компетенции рекомендуется:
привести в соответствие с областными стандартами нормативы:
социальной нормы площади жилья;
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;
предельного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг;
привести в соответствие с областными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные источники бюджета для дотирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства сверх областных стандартов.
Областные стандарты включают:
социальную норму площади жилья:
18 кв. метров общей площади жилья - на 1 члена семьи, состоящей из 3-х и более человек;
42 кв. метра - на семью из 2-х человек;
33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан;
превышение социальной нормы до 10 кв. метров общей площади на семью и одиноко проживающих граждан не считать сверхнормативным при оплате жилья и коммунальных услуг населением области;
предельный уровень платежей граждан, в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) в среднем по всем видам услуг в процентах:
Год | Средний процент | Плата за наем жилья | Год | Средний процент | Плата за наем жилья | |||
1997 | 40 | - | 2003 | 71 | 40 | |||
1998 | 50 | 1 | 2004 | 76 | 60 | |||
1999 | 56 | 5 | 2005 | 81 | 70 | |||
2000 | 56 | 5 | 2006 | 86 | 80 | |||
2001 | 61 | 10 | 2007 | 91 | 90 | |||
2002 | 66 | 20 | 2008 | 100 | 100 |
конкретный размер тарифов по газоснабжению и электроснабжению утверждается губернатором области;
максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в процентах:
1997 15 2003 21
1998 16 2004 22
1999 18 2005 23
2000 18 2006 24
2001 19 2007 25
2002 20 2008 25
(часть 6 в редакции решения Законодательного Собрания Пермской области от 7 марта 2000 года № 851).
Это не отменяет права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня областного стандарта не может служить основанием для перераспределения средств областного бюджета. При этом статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в областном и местных бюджетах рекомендуется предусматривать защищенными; увеличение тарифов за жилье и коммунальные услуги для населения осуществлять при условии роста реальных доходов населения;
предельную стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по группам территорий области, определяемую в соответствии с "Методикой формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области". Каждой территории в пределах областного стандарта рекомендуется принимать свою стоимость. Этот стандарт установлен на 1997 год в размере 7100 рублей в месяц дифференцированно по группам территорий (приложение 3).
В случае превышения областных стандартов органам местного самоуправления рекомендуется изыскать собственные источники для дотирования расходов по жилищно-коммунальному хозяйству. (пункт с изменениями, внесенными решением Законодательного Собрания Пермской области от 7 марта 2000 года № 851)