В основе ценообразования на коммунальные услуги лежит их себестоимость, то есть затраты на их производство и реализацию. Сегодня преобладает затратный принцип ценообразования, что в условиях бесконтрольности становится особенно болезненным, так как расходы по финансированию постепенно перекладываются на плечи граждан. Этим вызвана необходимость перехода на экономически обоснованные тарифы.
Основными целями введения экономически обоснованных тарифов являются:
перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья (включая капитальный) и коммунальные услуги, то есть переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью, обеспечивающего качество, полноту услуги, надежность и экологическую безопасность;
использование экономических методов для предотвращения установления монопольно высоких тарифов;
обеспечение социальной защиты граждан при определении и оплате услуг.
Составляющими экономически обоснованного тарифа являются:
1. себестоимость жилищно-коммунальных услуг, определенная исходя из нормативных затрат;
2. рентабельность в рамках минимального предельного размера, установленного органами местного самоуправления.
Величина рентабельности может регламентироваться договором между "Заказчиком" и "Подрядчиком", в зависимости от качества и надежности обслуживания в пределах, установленных органами местного самоуправления. Использование нормативных затрат и возможность установления тарифов, в соответствии с качеством обслуживания, дает "Заказчику" инструмент, позволяющий объективно оценивать затраты на производство услуг и соответствующий этим затратам уровень потребительских свойств.
Рекомендовать органам местного самоуправления:
1. при определении себестоимости жилищно-коммунальных услуг учитывать природные, градостроительные условия населенного пункта, потребительские свойства услуг (исходя из состояния основных фондов), но в пределах нормативных затрат;
2. при утверждении тарифов придерживаться структуры затрат на жилищно-коммунальные услуги, рассчитанной с учетом среднеобластных данных по группам территорий (приложение 4).