Недействующий

Об утверждении областной программы "Совершенствование жилищно-коммунального обслуживания населения Пермской области" (с изменениями на 7 марта 2000 года) (утратило силу с 29 декабря 2003 года)

1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства области

Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, не могли не коснуться и такой жизненно важной для нашего населения сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, основные фонды которого в области составляют более 26 трлн. рублей. Из них 67,3% на сумму 17,5 трлн. рублей находятся в муниципальной собственности. Обслуживанием и содержанием муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства занимается 205 предприятий, на которых работает более 36 тысяч человек.

Существующие системы ценообразования, налогообложения и финансирования отрасли не только не обеспечивают необходимого развития, но не позволяют даже стабилизировать существующий уровень обслуживания населения. Растет задолженность потребителей за оказанные услуги и квартирную плату. Вследствие этого продолжает расти недоремонт жилого фонда и коммунальных объектов, в результате стремительно ветшает жилье, снижается надежность, устойчивость и экологическая безопасность эксплуатации инженерных систем. Физический износ сетей по области достигает в теплоснабжении - 70%, в водоснабжении - 60%, около 20% жилищного фонда нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В связи с этим назрела необходимость вывода отрасли на самофинансирование, то есть перехода от дотирования предприятий к зарабатыванию ими средств в соответствии с объемом и качеством услуг, их надежностью и экологической безопасностью. С 1993 года в области начался процесс приватизации жилья. На 01.01.97 передано населению в собственность 13235,1 тыс. кв. метров общей площади, в том числе в сельской местности - 1740,5 тыс. кв. метров общей площади.

Осуществляются мероприятия поэтапного повышения доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения. На 1997 год предельный уровень платежей граждан к затратам на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги принят на уровне до 40%. Максимальная доля расходов граждан на оплату социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлена на уровне 15% к совокупному доходу семьи.

В целях социальной защиты населения малоимущим гражданам выплачиваются жилищные субсидии. Общая сумма выплат по субсидиям в муниципальном жилом фонде области за 9 месяцев 1997 года составила 2,2 млрд. рублей, субсидии получили 12 тысяч семей (2,8% от общего количества семей), то есть на одну семью пришлось 15,3 тыс. рублей в месяц.

В настоящее время в области:

осуществляется структурная перестройка управления жилищно-коммунальным хозяйством;

начался процесс формирования договорных отношений в сфере эксплуатации и ремонта жилья и объектов коммунального хозяйства;

формируется рынок жилья за счет приватизации и изменения структуры жилищного фонда по формам собственности.

Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, снижении затрат на жилищно-коммунальные услуги, комплексное изменение системы финансирования, управления и контроля, создание конкурентной среды и совершенствование адресной помощи малоимущим категориям граждан.