Таблица
Расчетные значения финансирования разделов основных направлений
научно-технической политики на 2000-2002 годы
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Направление ¦ Мероприятия ¦Объем финансирования, ¦
¦научно- ¦ ¦ тыс.рублей ¦
¦технической ¦ ¦ 2000 ¦ 2001¦ 2002 ¦
¦политики ¦ ¦ год ¦ год¦ год ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Исследования и Конкурсное финансирование прикладных
разработки исследований и разработок на условиях
платности, срочности и возвратности
кредита. 3300 1500 8200
Финансирование на конкурсной
основе региональных социально
значимых программ и проектов,
выполняемых по заказу администрации
области 3000 16400 4500
Региональная Формирование и поддержка экспертной
инфраструктура информационно-аналитической системы
научной, включающей в себя базу данных основных
научно- показателей научно-образовательного
технической и комплекса Пермской области в рамках
инновационной межвузовской научно-технической
деятельности программы "Геоинформационные
системы" 200 400 600
Кадровое Региональная компонента финансирования
обеспечение президентской программы "Государственная
научной сферы поддержка интеграции высшего образования
Пермской и фундаментальной науки" 200 400 600
области Подготовка, переподготовка и
индивидуальная поддержка высоко-
квалифицированных научных кадров
Пермской области, выполнение региональных
проектов в рамках федеральных целевых
программ - 500 750
Проведение ежегодных конкурсов на
соискание премий Пермской области имени
выдающихся ученых Прикамья в соответствии
с совместным решением Законодательного
Собрания и администрации области от 27.08.98
№228/54 65 70 70
Назначение именных стипендий Пермской
области одаренным ученым Пермского
научного центра УрО РАН в соответствии с
совместным решением Законодательного
Собрания и администрации области от 27.08.98
№227/53 60 60 60
Международное Содействие установлению и развитию
научно- прямых международных научно-технических
техническое контактов в интересах региона 100 230 480
сотрудничество Участие в организации и проведении
и практическая региональных и межрегиональных
реализация научно-технических выставок и
научных и ярмарок 200 450 980
научно- Финансовая поддержка публикации
технических результатов научных исследований
разработок (монографии, учебники, статьи
и др.) 50 110 240
Всего 5675 13430 24680
Конкретный объем финансирования определяется ежегодно при утверждении бюджета области. Планируется с 2004 года ввести в действие механизм финансирования исследований и разработок за счет средств областного бюджета и возвратных средств предприятий.
Средства областного бюджета, выделяемые на возвратной основе, предоставляются разработчику НИОКР при соблюдении следующих обязательных условий:
к финансированию принимаются прошедшие конкурсный отбор проекты НИОКР, обеспечивающие реальную экономическую эффективность;
наличие заключенного тройственного договора "администрация области разработчик НИОКР - потребитель научной продукции", в котором юридически закрепляются гарантии возврата кредита;
наличие согласованного документа, устанавливающего размер платы за пользование кредитом.
4. Заключение
Реализация разработанной научно-технической политики предполагает выполнение комплекса мер в области нормативно-правового, программно-финансового обеспечения и организационно-структурного реформирования научной сферы Пермской области.
Особо следует отметить необходимость развития новых информационных технологий для организации непрерывного мониторинга состояния научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка реформ на федеральном и региональном уровнях.
Предстоит запустить механизм финансирования исследований и разработок, основная цель которого привлечение финансовых ресурсов из реально существующих источников, но требующих своего перераспределения. Улучшения ситуации можно добиться путем концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, на селективной поддержке ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения внебюджетных источников и частного капитала.
Наряду с непосредственной государственной финансовой поддержкой науки и инноваций предстоит разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включая налоговые льготы, в том числе предоставление инвестиционных налоговых кредитов, механизм ускоренной амортизации, лизинг, льготные тарифы и др. При современном состоянии экономики оплата научно-технической продукции в виде ставки роялти отвечает стратегическим целям и предприятия-разработчика, и потребителя, и покупателя, и государства, так как значительно сокращается временной лаг внедрения новшества в реальный цикл использования.
Вместе с тем следует активизировать переход от прямого кредитования инновационных проектов к практике компенсации ставки банковских кредитов и предоставления гарантийных обязательств. Эти меры позволят в рамках бюджетных средств поддержать большее число проектов путем привлечения частных инвестиций. Это может стать основой для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки и инноваций. Безусловно, расширение привлечения частного капитала в научно-техническую и инновационную сферу способствует формированию отечественной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов. Способом снижения рисков частных инвесторов может явиться участие государства в венчурных фондах с соответствующими государственными гарантиями.
Для совершенствования правового, финансового,
материально-технического и иного обеспечения научной деятельности в
Пермской области предстоит разработать и принять:
положение об экспертизе научных проектов и полученных результатов;
порядок распоряжения (управления) региональной интеллектуальной собственностью;
положение об организации и проведении конкурсов на право заключения договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу администрации области;
положение об экономическом стимулировании труда научных и научно-технических работников, об их социальной поддержке;
критерии и условия поддержки и развития материально-технической базы научных исследований государственных научных организаций и образовательных учреждений; систему кадрового сопровождения региональной сферы науки (стажировка, стипендии, конференции и т.п.);
систему аккредитации научных организаций;
систему внедрения научных разработок (ярмарки, выставки, публикации и т.п.).