1. Для регистрации кандидатов избиратели, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в окружную избирательную комиссию представляются заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу, составленное в соответствии с п. 2 ст. 34 настоящего Закона, заявление о согласии на выдвижение от избирательного объединения, избирательного блока, письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (в том числе на праве общей собственности). Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Закону.
Кандидат также представляет в окружную избирательную комиссию финансовый отчет за период с открытия счета до дня его регистрации.
2. Окружная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых кандидатами в соответствии с п. 2 ст. 34 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи.
3. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в п. 2 ст. 36 настоящего Закона, более чем на 15 процентов.
4. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием количества листов, даты и времени их приема.
5. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
6. Окружная избирательная комиссия может провести полную или выборочную проверку подлинности подписей избирателей. При выборочной проверке проверяется не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
8. Если при проверке подписных листов обнаружится несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
9. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.
10. Опрос проводится не менее чем двумя членами окружной либо нижестоящей избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется.
11. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения специалиста, привлеченного к работе в избирательной комиссии; подписи избирателей, не указавших все требуемые настоящим Законом сведения;
подписи, собранные до уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представлении ей необходимых документов;
подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в подписном листе;
подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя либо по письменному объяснению лица, собиравшего подписи.
12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки в ходе проверки или при подсчете подписей, не могут быть основанием для признания подписи недостоверной, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
14. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации.
15. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах, окружные избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
16. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания окружной избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, избирателям, представившим уведомление о начале сбора подписей.
17. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
19. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени.
Основаниями отказа могут быть:
существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или установление при выборочной проверке более 10 процентов недостоверных подписей избирателей, если кандидатом не был внесен избирательный залог;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с п. 2 ст. 34 настоящего Закона и п. 1 настоящей статьи, если недостоверность носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;