Недействующий


РЕШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 22.07.99 N 571

О Концепции развития промышленности Пермской области на 1999-2003 гг.

Обсудив Концепцию развития промышленности Пермской области на 1999-2003 гг., Законодательное Собрание Пермской области РЕШАЕТ:

Одобрить Концепцию развития промышленности Пермской области на 1999-2003 гг. (прилагается).



Приложение
К решению Законодательного
Собрания Пермской области
От  22.07.99 № 571











К О Н Ц Е П Ц И Я
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
на период 1999-2003 гг.


























Пермь - 1999


 СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ     4


ПРИНЯТЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ     6

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Формы промышленной собственности     8

1.2. Базовая отраслевая макроструктура промышленности     10

1.3. Территориально-географические аспекты размещения производительных сил     10

1.4. Потребности области в продукции промышленности. Характеристика товарных рынков     13     

Глава II. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.1. Динамика экономического развития промышленности     16

2.2. Характеристика структурных сдвигов в промышленности     18

2.3. Отраслевая динамика. Тенденции развития     19

2.4. Динамика экспортно-импортной деятельности в сфере промышленности     25

2.5. Малый бизнес в сфере промышленности. Состояние, направления развития     27

2.6. Основные проблемы развития промышленности Пермской области     30

Глава III. СУТЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

3.1. Промышленная политика и цели Концепции     31

3.2. Основные направления развития промышленности     

3.3. Цели и задачи реструктуризации предприятий     35

3.4. Привлечение инвестиций в промышленность     36

3.5. Энергетические аспекты промышленной политики     36

3.6. Экологические аспекты промышленной политики     37

3.7. Социальные аспекты промышленной политики     39

3.8. Кадровые аспекты промышленной политики     39

3.9. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями     40

Глава IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

4.1. Основные этапы и организационная схема реализации Концепции     42

4.2. Ресурсное обеспечение Концепции     44

4.3. Принципы оказания и меры государственной поддержки развития промышленности     45     

4.4. Критерии выбора приоритетов развития промышленности     46

4.5. Роль администрации области в развитии промышленности     49

4.6. Научно-техническая деятельность в сфере промышленности     51

4.7. Организационные положения по формированию программ развития промышленности     52     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     54     

ПРИЛОЖЕНИЯ     55



ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние социально-экономического развития Пермской области свидетельствует о том, что ключ к решению большинства социальных проблем, реальному подъему жизненного уровня людей, проживающих в области, лежит в сфере материального производства и, прежде всего, в отраслях промышленного производства. Вместе с тем, и это также очевидно, ситуация в промышленном комплексе Прикамья - кризисная, как и в экономике в целом.

Опыт последних лет убеждает в том, что поиск выхода промышленного комплекса из кризисного состояния требует консолидации и целенаправленного объединения усилий и координации действий администрации области, товаропроизводителей и общественных организаций в сфере материального производства, повышения роли и усиления мер государственного регулирования экономики. Это может быть осуществлено при  условии создания необходимой нормативной базы, разработки и реализации целевых программ действий по развитию промышленности.

28 мая 1998 года  был принят Закон Пермской области "О промышленной политике Пермской области", определивший правовые и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики в области, основы взаимоотношений между ее субъектами. С этого момента начался фактически новый этап переосмысления отношения к промышленному комплексу области как к объекту управления и выработки реальной промышленной политики по его развитию.

Настоящая концепция развития промышленности Пермской области (далее - Концепция) разработана  строго в соответствии с требованиями ст.5 вышеуказанного Закона.

Назначение Концепции - дать исходную, базовую оценку характеристики промышленного комплекса Пермской области, экономической ситуации и тенденций развития промышленности за последние годы, сформулировать суть предлагаемой промышленной политики, определить основные направления по обеспечению стабилизации и дальнейшего развития промышленности, а также механизм реализации Концепции на период 1999-2003 гг.

Концепция разработана впервые, содержит ряд принципиальных и оригинальных решений. Ее основным достоинством  является попытка изложить документально системный взгляд на проблему развития промышленности, создать конструктивную основу осуществления этого процесса на рубеже третьего тысячелетия, в преддверии наступающего XXI века.

Разработка выполнена специалистами комитета по промышленной политике администрации Пермской области и Центра аналитических исследований Ассоциации промышленных предприятий, НИИ и КБ Пермской области НП "Сотрудничество". В процессе разработки Концепции учтены замечания и пожелания депутатов Законодательного Собрания, руководителей структурных подразделений администрации и промышленных предприятий области. Окончательный вариант проекта Концепции подготовлен редакционной группой, рассмотрен на заседаниях рабочей группы, утвержденной распоряжением губернатора области от 01.03.99 № 63-р, одобрен ею и рекомендован к утверждению на Законодательном Собрании области. При разработке Концепции были учтены также материалы расширенного "круглого стола", проведенного 09.02.99 Комитетом по экономической политике и налогам Законодательного Собрания Пермской области, экспертные заключения специалистов и другие первоисточники.

При разработке Концепции авторский коллектив исходил из следующих положений:

1) Концепция должна быть ориентирована на 5-летний период, регулярно (как правило, ежегодно, но не реже одного раза в 2 года) уточняться и служить основой для разработки конкретных программ развития промышленности (ПРП), нормативных документов;

2) анализ исходной ситуации в промышленности должен охватывать, как правило, 10-летний предшествующий период в динамике с выявлением устойчивых и новых тенденций развития;

3) при определении направлений и формировании программ развития промышленности целесообразно, в свою очередь, осуществлять дополнительную разбивку планового периода на два этапа (более детально первые 2 года, используя при этом в обязательном порядке научно-обоснованные прогнозы, и последующие 3 года, на основе экспертных оценок  развития экономики региона *  на предстоящий 5-летний период).

Основной трудностью при разработке Концепции явилось отсутствие, до настоящего времени, национальной промышленной политики России, долговременных прогнозов и программы социально-экономического развития Пермской области.

Концепцию следует рассматривать как логическое развитие работ по созданию инструментария, как целостной системы средств по реализации Закона Пермской области "О промышленной политике Пермской области".

Структура Концепции строго соответствует сформулированному выше ее назначению и содержит четыре главы:

I. Характеристика промышленного комплекса Пермской области как объекта управления.

II. Оценка экономической ситуации и тенденций развития промышленности.

III. Суть предлагаемой промышленной политики и основные направления развития промышленности.

IV. Механизм реализации Концепции.

Для обеспечения условий существования единого информационного пространства по решаемой проблеме специально был разработан единый понятийный аппарат в форме БТС - базового терминологического словаря (раздел "Принятые термины и определения").

В приложениях представлены, в частности, реестры (перечни) предлагаемых к разработке первоочередных нормативных правовых актов и организационно-методических положений, а также программ действий по развитию промышленности Пермской области.



















* Здесь и далее по тексту слово "регион", как правило, рассматривается в качестве синонима словосочетания "Пермская область"

ПРИНЯТЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ*


Концепция развития промышленности Пермской области - системный, документально оформленный взгляд специалистов на процесс развития промышленности области в определенный период времени.  

Промышленность - отрасль (макроотрасль) экономики области, основывающаяся на научно-технической и производственной деятельности в сфере материального производства, за исключением деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции или строительством.

Промышленный комплекс области - совокупность отраслей производства, размещенных в области и рассматриваемых как единое целое (составной и важнейший компонент экономики области в целом, рассматриваемый в настоящей Концепции как объект управления).

Промышленный узел - совокупность предприятий, размещенных в одном или нескольких населенных пунктах с ярко выраженной специализацией и тесными производственно-техническими связями, рациональным использованием удобства экономико-географического положения и концентрации разнообразных товарных рынков.

Промышленный пункт - населенный пункт, в котором промышленность представлена одним предприятием.

Развитие - процесс изменения, перехода объекта управления из одного состояния в другое, более совершенное.

Объект управления - объективно существующие процесс, предприятие, отрасль или промышленный комплекс области в целом, на которые направлена (должна быть направлена) управленческая деятельность с целью благоприятного воздействия на их развитие.

Предприятия промышленности - организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере промышленности.

Градообразующее предприятие - промышленное предприятие, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта области или предприятие, численность работников которого превышает пять тысяч человек или предприятие, обеспечивающее свыше 50% доходной части бюджета соответствующего населенного пункта.

Экспортоориентированное предприятие - промышленное предприятие, осуществляющее, в приоритетном плане, выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной на поставку в другие страны (регионы).

Реестр предприятий - документально оформленная информационная база данных различных предприятий в той или иной сфере деятельности области в соответствии с принятым классификационным признаком и с указанием отдельных их характеристик.

Отраслевая макроструктура промышленности области  - внутреннее содержание (структура) промышленного комплекса области, как совокупность отдельных отраслевых компонентов, наглядно и сравнительно характеризующих его.

Приоритетная отрасль - преобладающее положение данной отрасли относительно других в соответствии с некоторой комплексной оценкой по каким-либо из принятых при конкретном рассмотрении критериям.

___________________

* В разделе представлен минимально-необходимый набор терминов как основных компонентов используемого в Концепции понятийного аппарата для лучшего, строгого и однозначного понимания ее сути

Технологическая база - организованная и постоянно актуализируемая совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов и интеллектуального потенциала их персонала, владеющего, развивающего и реализующего данные технологии в приоритетных областях жизнедеятельности области.

Базовая технология - технология, которая может быть потенциально использована в основе создания широкого спектра конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Производство - деятельность, процесс по созданию материальных благ, непосредственному изготовлению продукции.

Продукция - совокупность различных продуктов производства.

Товарный рынок - сфера товарного обращения, товарооборота конкретных продуктов труда.

Потребность области - обоснованная и представляемая органами исполнительной власти надобность области в продукции  и услугах промышленности на определенный период времени, требующая удовлетворения в сфере товарного обмена.

Конкурентоспособность - способность (свойство) предприятия (продукции) выдерживать в определенный период времени конкуренцию с  другими производителями в чем-либо, обладать некоторыми сравнительными  преимуществами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»