Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермской области на 1998-2003 гг. (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и областной программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной решением Законодательного Собрания Пермской области от 03.04.98 N 73.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов как в сфере потребления, так и при их производстве и транспортировке.
Фактическое удельное потребление воды в расчете на одного жителя превышает установленные в городах и районах социальные нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-4 раза. При этом на большинстве домовых вводов отсутствуют приборы учета, что не стимулирует потребителей к рациональному использованию ресурсов.
Договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщиком ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются по фактической себестоимости. При этом все непроизводительные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потерями воды и тепла при их транспортировке перекладываются на потребителя. В итоге имеет место завышение как тарифов, так и объемов реализации. В то же время предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов. Вместо ежегодной замены 3-4% сетей перекладывается 0,3-0,8% их общей длины, что нередко ведет к авариям и повреждениям.
В существующем жилищном фонде значительную долю составляют дома из сборного железобетона, являющиеся, по проектным данным, самыми энергетически расточительными сооружениями. Фактические же тепловые потери в таких домах на 20-30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации. Наиболее значительные тепловые потери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно). Дополнительные тепловые потери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.
Существенные потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Значительное количество мелких котельных крайне неэкономичны по использованию топлива. Многие из них работают на твердом топливе, что требует также и больших затрат труда. Зачастую используются котлы устаревшей конструкции, не имеющие автоматического регулирования и средств контроля. Во многих котельных водоподготовка не проводится либо проводится некачественно, что увеличивает расход топлива до 14,0% и более. Велики также потери воды в тепловых сетях через свищи, образующиеся по причине наружной и внутренней коррозии. Потери тепла, связанные с утечками, можно оценить в 10-15%. Положение усугубляется еще и тем, что из-за отсутствия централизованного горячего водоснабжения население расходует воду из систем отопления.
Централизованное горячее водоснабжение осуществляется в значительной мере через центральные тепловые пункты (ЦТП), обустроенные устаревшими кожухотрубными водяными подогревателями.
Использование ЦТП для подогрева воды в системах горячего водоснабжения определяет значительную протяженность наружных трубопроводов от теплового пункта до жилого дома. Срок их службы из-за значительной коррозии в 2-4 раза ниже нормативного.
В большинстве вводов тепловых сетей в здания и сооружения отсутствует приборный учет потребления тепловой энергии, а квартиры практически не оборудованы счетчиками холодной и горячей воды. В 1997 г. по инициативе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации области совместно с главным управлением финансов и налоговой политики администрации области была проведена централизация средств, отпускаемых на дотацию за тепловую энергию организациям бюджетной сферы в размере 1,475 млрд.рублей. За счет этого в учреждениях бюджетной сферы было установлено 40 приборов учета тепловой энергии. Анализ по 19 предприятиям показал, что только за три месяца удалось снизить расходы на тепло примерно на 30%. Однако в целом ситуация в области энергоресурсосбережения практически остается без изменений.
Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы жилищно-коммунального хозяйства, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:
несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения у потребителей и производителей энергоресурсов и привлекающей в эту сферу инвестиции;
неразвитостью отечественного рынка услуг по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники;
недостаточно развитыми маркетинговыми услугами в области производства энергосберегающего оборудования и, как следствие, перекосами в производстве и предложении отдельных его видов;
искажением ценовых соотношений между стоимостью энергосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергетические носители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий;
несовершенством механизма стимулирования и финансирования инновационных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе возврата кредитов;
недостаточным финансированием из областного и местных бюджетов работ по энергоресурсосбережению.