ЗАКОН
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
Об основах социальной защиты населения
на территории Пермской области
(с изменениями на 11 сентября 1998 года)
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 18 сентября 1997 года
__________________________________________________
Документ утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года № 1832-389
__________________________________________________
___________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Пермской области от 11 сентября 1998 года № 220-23
___________________________________________________
Настоящий Закон определяет общие положения в сфере социальной защиты населения Пермской области, устанавливает формы и методы оказания адресной государственной поддержки и защиты нуждающихся в них граждан.
Глава 1. Государственная политика в сфере социальной защиты населения
Социальная защита населения представляет собой деятельность по реализации социальной политики, направленную на обеспечение удовлетворения жизненно важных потребностей граждан с целью достижения социально приемлемого уровня жизни населения.
Социальная защита включает в себя комплекс мер социального, экономического и правового характера, реализуемых органами государственной власти, местного самоуправления, государственными, муниципальными и негосударственными организациями.
1. Социальная помощь является элементом социальной защиты и включает в себя обеспечение в денежной и натуральной форме, а также в виде услуг, компенсаций или льгот, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учетом законодательно установленных социальных гарантий за счет средств органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений.
2. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Материальная помощь - это мера социальной защиты, осуществляемая в форме денежного и натурального обеспечения в отношении граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Льгота - полное или частичное освобождение от выполнения каких-либо обязанностей либо предоставление преимуществ по сравнению с общеустановленными правилами.
5. Компенсация - выплата денежного характера, направленная на полное или частичное возмещение расходов гражданам, осуществляемая в случаях, предусмотренных законом.
6. Государственные минимальные социальные стандарты установленная органами государственной власти Российской Федерации или Пермской области на определенный период времени система социальных норм и финансовых нормативов, определяющих минимально необходимые расходы бюджетов по обеспечению населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и иными услугами.
7. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (в редакции Закона Пермской области от 11 сентября 1998 года № 220 - 23).
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (введен Законом Пермской области от 11 сентября 1998 года № 220 - 23).
8. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
9. Социальные работники - это лица, работающие на условиях трудового либо гражданско-правового договора в учреждениях социальной защиты, занятые непосредственно социальным обслуживанием населения.
10. Социальные службы - предприятия и учреждения различных форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Осуществление социальной защиты основывается на следующих принципах:
- гуманности;
- гласности и широкой информированности населения о формах и порядке предоставления социальной помощи;
- адресности социальной помощи;
- добровольности получения социальной помощи;
- равноправия различных групп населения при получении социальной помощи;
- всесторонней социальной и экономической обоснованности мер социальной защиты;
- ориентации на общепризнанные в международной практике социальные нормы и нормативы;
- ответственности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере социальной защиты;
- содействия самообеспечению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовую основу социальной защиты населения составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, законы и иные нормативные акты Пермской области, правовые акты органов местного самоуправления.
Для решения вопросов социальной защиты населения на территории области могут приниматься областная комплексная и целевые программы по социальной защите населения. Областные программы социальной защиты включают в себя приоритетные направления государственной поддержки конкретных категорий граждан, меры по созданию и развитию инфраструктуры социальной защиты, а также определяют источники и порядок финансирования мероприятий по социальной защите населения.
В целях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан на территории Пермской области принимается Программа мер адресной помощи социально не защищенным категориям граждан, которая будет включать в себя перечень мер социальной помощи населению и определять конкретный механизм предоставления таких мер и объем денежных средств, необходимых для их реализации.
К полномочиям органов государственной власти Пермской области в сфере социальной защиты населения относятся:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов Пермской области о мерах по социальной защите населения, контроль за их соблюдением;
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
- принятие областных программ социальной защиты населения;
- защита прав граждан при предоставлении социальной помощи в пределах государственных минимальных социальных стандартов;
- решение иных вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти федеральным законодательством и договором о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Пермской областью.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся:
- создание условий для достойного существования граждан на территории муниципального образования;
- контроль за реализацией на территории муниципального образования законодательства Пермской области и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения;
- введение дополнительных мер социальной помощи;
- организация, содержание и развитие на территории муниципального образования инфраструктуры социальной защиты;
- информирование населения муниципального образования о видах социальной помощи и порядке ее предоставления через средства массовой информации муниципального образования.
Отношения между органами государственной власти Пермской области и органами местного самоуправления по реализации мер социальной защиты определяются соглашением, заключаемым между областным органом, осуществляющим социальную защиту населения, и соответствующими органами местного самоуправления. Условия соглашения не могут противоречить положениям настоящего Закона и иным нормативным актам Пермской области.
Глава 2. Права граждан в сфере социальной защиты
Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания на условиях и в порядке, определенных федеральным законодательством и законодательством Пермской области.
Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на материальную помощь в виде денежных и натуральных выплат по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты). Основания и порядок предоставления материальной помощи регулируются законодательством Российской Федерации, Пермской области и нормативными актами органов местного самоуправления.
В целях повышения жизненного уровня отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, нормативными актами Российской Федерации, Пермской области и органов местного самоуправления может предоставляться право на льготы и компенсации при использовании объектов социальной инфраструктуры, трудоустройстве и в области налогообложения.
Получение гражданином одного из видов социальной помощи не лишает его права воспользоваться другим ее видом, если у него есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Пермской области. Получение гражданином льгот по одному основанию не лишает его права требовать их предоставления по другому, за исключением случаев, когда иное установлено законом или предоставляемые льготы совпадают.
Граждане имеют право получать, а органы государственной власти, местного самоуправления и организации, осуществляющие свою деятельность в области социальной защиты, обязаны предоставлять достоверную информацию о видах, формах, порядке оказания социальной помощи. При необходимости органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные информационные службы.
Органы государственной власти Пермской области гарантируют гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, право на получение социальной помощи в соответствии с областными государственными минимальными социальными стандартами на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Глава 3. Система мер социальной помощи
Формами социальной помощи населению Пермской области являются:
- социальное обслуживание населения;
- установление льгот и компенсаций.
Осуществление социальной помощи производится органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в отношении групп граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, критерии отнесения к которой устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Пермской области.
Основаниями для осуществления различных мер социальной помощи в отношении тех или иных категорий граждан являются:
- наличие среднедушевого совокупного дохода ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона (в редакции Закона Пермской области от 11 сентября 1998 года № 220 - 23);
- необходимость в постороннем уходе при отсутствии лиц, обязанных осуществлять его;
- наличие инвалидности;
- невозможность трудоустройства граждан трудоспособного возраста при наличии у них стремления найти работу с помощью службы занятости населения;
- причинение вреда вследствие стихийных бедствий и иных обстоятельств чрезвычайного характера.
К лицам, нуждающимся в социальной помощи, относятся следующие категории граждан: одинокие граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; детисироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных конфликтов; граждане пожилого возраста и инвалиды; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, ветераны и иные категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
На территории Пермской области действуют государственные минимальные социальные стандарты в сфере социальной защиты населения, включающие федеральный и региональный стандарты.
Пермская область в лице органов государственной власти субъекта РФ в пределах их компетенции вправе повышать стандарты социальной защищенности населения на территории области путем изменения федеральных государственных стандартов в сторону их увеличения.