На 1 января 1997 года в Пермской области проживало 1487892 женщины (52,5% населения). В составе населения трудоспособного возраста насчитывалось 778004 женщины, т.е. 47,1%. При этом доля женщин в общей численности безработных составляла 61,2%. Основными проблемами положения женщин на рынке труда являются:
-снижение спроса на женский труд в связи с социальными льготами, делающими его невыгодным для работодателя;
-дисбаланс между профессиональной квалификацией женщин и спросом на рынке труда;
-снижение женской занятости из-за ужесточения требований по охране труда;
-низкая конкурентоспособность из-за "двойной" (тройной) нагрузки;
-отсутствие или недостаточное развитие новых сфер приложения женского труда;
-распад сферы бытовых услуг;
-отсутствие начального стартового финансирования в сфере предпринимательства;
-сокращение бюджетной сферы, в которой традиционно занято большое количество женщин;
-низкий уровень механизации на рабочих местах;
-рост профзаболеваний (при наступлении последующей инвалидности в 30% случаев);
-нарушение трудовых прав работающих женщин.
Участие женщин в управлении характеризуется тем, что при общем большом количестве женщин-служащих в органах исполнительной власти Пермской области (69,6%) главные должности занимают только 1,7% женщин, высшие должности - 0%, в органах МСУ - 0,51%. В представительных органах власти женщины составляют соответственно 5% и 11% в Законодательном Собрании области и в городской Думе г. Перми. На положение женщин негативно влияет гендерная дискриминация:
-отсутствие женщин на высших должностях и, как следствие, невозможность оказывать влияние на принимаемые решения;
-отчуждение от политики в масштабах области;
-низкая общественная активность;
-неверие в свои силы.
Ухудшается здоровье женщин в связи со снижением материального достатка в большинстве семей, феминизацией бедности, с ростом потребления некачественных продуктов питания, с удорожанием лекарственных препаратов и медицинских услуг, распространением наркомании, алкоголизма, табакокурения среди женщин.
Здоровье беременных женщин и новорожденных в Пермсокй области характеризуется высоким уровнем патологии беременности и родов, ухудшением репродуктивного здоровья подрастающего поколения, ростом числа венерических заболеваний и бесплодных браков, большим количеством абортов (в т.ч. у девочек-подростков - 8,5% от общего числа). Негативы жизнедеятельности женщин в конечном итоге сказываются:
-на ухудшении положения семьи и, особенно, детей;
-на снижении показателей социально-экономической эффективности предприятий, учреждений и фирм;
-на снижении потенциала политики, экономики и культуры всех территорий Прикамья.
II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Социальная политика в отношении женщин в Пермской области (далее Концепция) заключается в ряде преобразований, имеющих своей целью существенной улучшение положения женщин области в обществе и государстве при достижении гендерного паритета. Приоритеты отдаются тем направлениям, которые практически не требуют затраты бюджетных средств, имеют антидискриминационную составляющую, опираются на трудовую самостоятельность и идеологию "Помоги себе сама", формируют положительные изменения на рынке труда, повышают социальную мобильность и политическую активность женщин, способствуют укреплению семьи, рождению и воспитанию здоровых поколений. В основе формирования и осуществления социальной политики в отношении женщин лежат следующие принципы гендерного паритета:
- равноправия и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности;
- свободы индивидуального выбора женщинами в соответствии со своими жизненными интересами преимущественной сферы и направления самореализации, предпочтительных форм занятости и способа совмещения, сочетания различных социальных ролей;
- обеспечения условий для гармоничного сочетания семейных и профессиональных ролей на основе всемерного развития службы быта и перераспределения семейных функций;
- активного участия самих женщин в формировании и реализации эффективной социальной политики в отношении женщин (женщина является не только объектом, но и субъектом социальной политики);
- осуществления комплексного и дифференцированного подхода в отношении женщин в ходе реализации социальной политики (по отношению к неблагополучным группам используется комплекс различных видов социальной помощи и поддержки: от прямой материальной помощи до мер, способствующих повышению их конкурентоспособности, экономической и социальной активности; в отношении благополучных групп социальная политика направлена на устранение препятствий и создание дополнительных условий для проявления активности и полной реализации их собственного потенциала);