27.08.98 N 206
О Концепции социальной политики в отношении
женщин Пермской области
Обсудив Концепцию социальной политики в отношении женщин Пермской области, Законодательное Собрание Пермской области
Р Е Ш А Е Т:
Одобрить Концепцию социальной политики в отношении женщин Пермской области (прилагается).
Председатель
Законодательного Собрания
Пермской области Ю.Г.Медведев
N 206 от 27.08.98
Приложение 1
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
N 206 от 27.08.98
К О Н Ц Е П Ц И Я
социальной политики в отношении женщин
Пермской области
Настоящая Концепция разработана в соответствии со статьей 19 Конституции РФ, с Декларацией и Платформой действий, принятых четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 года), с Указами Президента РФ от 18.06.96г. N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30.06.96г. № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с постановлениями Правительства РФ. Концепция обосновывает направления и приоритеты социальной политики в отношении женщин, является основой для нормотворческой деятельности и разработки программ в важнейших сферах жизнедеятельности женщин.
На 1 января 1997 года в Пермской области проживало 1487892 женщины (52,5% населения). В составе населения трудоспособного возраста насчитывалось 778004 женщины, т.е. 47,1%. При этом доля женщин в общей численности безработных составляла 61,2%. Основными проблемами положения женщин на рынке труда являются:
-снижение спроса на женский труд в связи с социальными льготами, делающими его невыгодным для работодателя;
-дисбаланс между профессиональной квалификацией женщин и спросом на рынке труда;
-снижение женской занятости из-за ужесточения требований по охране труда;
-низкая конкурентоспособность из-за "двойной" (тройной) нагрузки;
-отсутствие или недостаточное развитие новых сфер приложения женского труда;
-распад сферы бытовых услуг;
-отсутствие начального стартового финансирования в сфере предпринимательства;
-сокращение бюджетной сферы, в которой традиционно занято большое количество женщин;
-низкий уровень механизации на рабочих местах;
-рост профзаболеваний (при наступлении последующей инвалидности в 30% случаев);
-нарушение трудовых прав работающих женщин.
Участие женщин в управлении характеризуется тем, что при общем большом количестве женщин-служащих в органах исполнительной власти Пермской области (69,6%) главные должности занимают только 1,7% женщин, высшие должности - 0%, в органах МСУ - 0,51%. В представительных органах власти женщины составляют соответственно 5% и 11% в Законодательном Собрании области и в городской Думе г. Перми. На положение женщин негативно влияет гендерная дискриминация:
-отсутствие женщин на высших должностях и, как следствие, невозможность оказывать влияние на принимаемые решения;
-отчуждение от политики в масштабах области;
-низкая общественная активность;
-неверие в свои силы.
Ухудшается здоровье женщин в связи со снижением материального достатка в большинстве семей, феминизацией бедности, с ростом потребления некачественных продуктов питания, с удорожанием лекарственных препаратов и медицинских услуг, распространением наркомании, алкоголизма, табакокурения среди женщин.
Здоровье беременных женщин и новорожденных в Пермсокй области характеризуется высоким уровнем патологии беременности и родов, ухудшением репродуктивного здоровья подрастающего поколения, ростом числа венерических заболеваний и бесплодных браков, большим количеством абортов (в т.ч. у девочек-подростков - 8,5% от общего числа). Негативы жизнедеятельности женщин в конечном итоге сказываются:
-на ухудшении положения семьи и, особенно, детей;
-на снижении показателей социально-экономической эффективности предприятий, учреждений и фирм;
-на снижении потенциала политики, экономики и культуры всех территорий Прикамья.
II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Социальная политика в отношении женщин в Пермской области (далее Концепция) заключается в ряде преобразований, имеющих своей целью существенной улучшение положения женщин области в обществе и государстве при достижении гендерного паритета. Приоритеты отдаются тем направлениям, которые практически не требуют затраты бюджетных средств, имеют антидискриминационную составляющую, опираются на трудовую самостоятельность и идеологию "Помоги себе сама", формируют положительные изменения на рынке труда, повышают социальную мобильность и политическую активность женщин, способствуют укреплению семьи, рождению и воспитанию здоровых поколений. В основе формирования и осуществления социальной политики в отношении женщин лежат следующие принципы гендерного паритета:
- равноправия и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности;
- свободы индивидуального выбора женщинами в соответствии со своими жизненными интересами преимущественной сферы и направления самореализации, предпочтительных форм занятости и способа совмещения, сочетания различных социальных ролей;
- обеспечения условий для гармоничного сочетания семейных и профессиональных ролей на основе всемерного развития службы быта и перераспределения семейных функций;
- активного участия самих женщин в формировании и реализации эффективной социальной политики в отношении женщин (женщина является не только объектом, но и субъектом социальной политики);
- осуществления комплексного и дифференцированного подхода в отношении женщин в ходе реализации социальной политики (по отношению к неблагополучным группам используется комплекс различных видов социальной помощи и поддержки: от прямой материальной помощи до мер, способствующих повышению их конкурентоспособности, экономической и социальной активности; в отношении благополучных групп социальная политика направлена на устранение препятствий и создание дополнительных условий для проявления активности и полной реализации их собственного потенциала);
- создания условий для повышения конкурентоспособности женщин, степени их самостоятельности, экономической и социальной активности;
- достижения экономической и социальной эффективности социальной политики;
- перспективности и упреждающего характера (политика должна быть направлена на перспективу и предупреждать негативные социальные явления);
Политику в отношении женщин в Пермской области определяет и реализует областная администрация, Законодательное Собрание, органы местного самоуправления, общественные женские организации. Законодательное Собрание, действуя в рамках своих полномочий, принимает решения, необходимые для осуществления Концепции. Администрация Пермской области разрабатывает и реализует направления Концепции, используя нормативную базу, бюджетные и внебюджетные средства, формирует схему управления, расстановку и подготовку кадров для осуществления Концепции. Органы местного самоуправления обеспечивают непосредственное выполнение нормативных актов для проведения в жизнь выработанной политики, координации действий, реализации инвестиционных проектов. Женские общественные организации принимают участие в разработке Концепции и ее реализации через проведение в жизнь программ, мероприятий, непосредственно направленных на улучшение положения женщин в достижении гендерного паритета.
Объектами социальной политики в отношении женщин являются:
группы женщин и типы семей, наиболее неблагополучные по своему положению и тенденциям его изменения, нуждающиеся в поддержании приемлемых условий и уровня жизни:
1. безработные, низкооплачиваемые и малообеспеченные, неконкурентоспособные женщины;
2. беременные женщины (в т.ч. несовершеннолетние), одинокие и многодетные матери, матери детей-инвалидов, несовершеннолетние матери;
3. инвалиды, заключенные, одинокие престарелые, женщины, подвергшиеся насилию;
благополучные группы женщин и типы семей, поддержка которых необходима для стимулирования прогрессивных изменений в положении женщин, для повышения их роли в обществе, расширения возможностей решения проблем усилиями самих женщин:
- женщины с высоким уровнем конкурентоспособности, наиболее адаптированные к рыночным отношениям;
- женщины с высоким уровнем и современным типом культуры, и др..
1. Занятость, трудовая самодеятельность, охрана труда женщин
Главный упор должен быть сделан на изменение ориентации безработных (незанятых) женщин с идеологии государственного патернализма на идеологию "Помоги себе сама". Для этого необходимо:
-разработать систему экономических стимулов для сохранения и создания новых рабочих мест для женщин;
-пособствовать развитию надомного труда в качестве основной, дополнительной или временной формы занятости;
-разработать и внедрить новые технологии для замены тяжелого женского труда;
-создать условия для повышения конкурентоспособности женщин:
-разработать программу подготовки женщин к руководящей работе в традиционных и новых структурах;
-в программу развития малого бизнеса включить меры, направленные на развитие женского и семейного предпринимательства, крестьянских и фермерских хозяйств;
-организовать систему подготовки женщин к предпринимательской деятельности, обучения ремеслам и консультативную помощь для женщин-предпринимателей;
-усилить прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав женщин в сфере трудовых отношений;
-ежегодно проводить проверку состояния условий труда женщин, при негативных результатах применять штрафные санкции к руководителям;
-при формировании городских и районных программ предусмотреть приоритеты сохранения рабочих мест в типично женских отраслях экономики, изучить опыт квотирования женских рабочих мест в других субъектах Российской Федерации.
2. Гармоничное сочетание профессиональной и семейной ролей
В настоящее время жизнь большинства женщин подчиняется формуле "3Р": "Работа на работе", "Работа дома", "Работа на дачном (приусадебном) хозяйстве". Домашняя работа занимает у женщины минимум 87 часов в месяц. Бытовые перегрузки отнимают у женщины возможность лучше воспитывать детей, гармонично выстраивать отношение в семье, в достаточной степени повышать конкурентоспособность и заботиться о своем здоровье. Поэтому для создания условий гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей необходимо:
-добиваться на основе заключения трехсторонних соглашений, коллективных договоров, договоров-контрактов предоставления женщинам, особенно имеющим детей дошкольного и младшего школьного возраста, дополнительных отпусков, реальной возможности работать при желании на условиях неполного рабочего времени, дома, или по гибкому графику. Предусмотреть меры стимулирования работодателей при решении этих вопросов;
- оказывать поддержку организациям, объединениям женщин, советам микрорайонов при создании домашних детских садов и других форм присмотра за детьми;
- снижать семейно-бытовые нагрузки за счет специальных программ (приложение 2);
- создать условия для перехода матери к воспитанию детей как общественно-полезному труду.
3. Охрана здоровья женщины, материнства и детства
В условиях падения рождаемости, при том, что репродуктивное здоровье нации находится под угрозой, материнство и детство должны получить всемерную поддержку общества и государства. Размер помощи дифференцируется: минимальный для группы "Здоровая мать, здоровый ребенок", максимальный для группы "Мать-инвалид, ребенок-инвалид". Остальные группы, находящиеся между этими крайними точками, поддержку получают в соответствующих пропорциях. Конкретные виды и размеры помощи должны быть определены в программах, дополняющие действующие, (в частности, в программе "Сбережение народа" приложение 2).
Кроме того, в рамках реализации социальной политики в отношении женщин, необходимо:
- восстановить обязательные профилактические медосмотры для женщин, занятых во всех областях народного хозяйства, усилить пропаганду мер по профилактике женских заболеваний и абортов;
- создавать специальные рабочие места для беременных женщин, занятых на вредных производствах;
- вести просветительскую работу среди женщин о правильном подходе к вынашиванию, воспитанию и уходу за младенцем, обеспечивать нуждающихся беременных женщин антианемичными препаратами и витаминизированными продуктами питания по льготным ценам;
- усилить психологическую работу с малообеспеченными и несовершеннолетними матерями для предотвращения отказов от детей, изыскивать дополнительные и спонсорские средства для оказания им единовременной помощи;
- в дошкольных учреждениях и младшей школе создать благоприятные санитарно-гигиенические и психологические условия формирования личности будущей женщины;
- способствовать разработке и внедрению современных медицинских технологий, обеспечивающих рождений здоровых детей.
4. Равные права и возможность участия женщин в процессе принятия решений
В этом направлении необходимо: