00022119
0200210
1157401372
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я П Е Р М С К О Й О Б Л А С Т И
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 01.07.2011 N 393-п, вступающего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
11.04.97 N 125
Об организации проведения аварийно-
спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях
Во исполнение Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" от 5 ноября 1995 г. N 1113
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1 Утвердить прилагаемое Положение об организации проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях (приложение 1).
2 Привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять решениями областной или территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям через соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3 Считать утратившим силу распоряжение исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 13 декабря 1990 г. N 1119-р.
4 Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Щукина В.А.
Губернатор области Г.В.Игумнов
2815
Приложение
к постановлению
губернатора области
11.04.97 N 125
П О Л О Ж Е Н И Е
1.1 Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), прекращения действия характерных для них опасных факторов.
1.2 Ликвидация ЧС природного и техногенного характера возложена на органы исполнительной власти, которые привлекают для проведения аварийно-спасательных работ силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОПЧС), дислоцированные на территории области:
воинские части ГО (по согласованию);
силы и средства поисково-спасательной службы (ПСС) области;
силы и средства территориального центра медицины катастроф управления здравоохранения администрации области;
части и подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС) области;
невоенизированные формирования постоянной готовности ведомств и организаций, расположенные на территории области.
1.3 Учет имеющихся аварийно-спасательных формирований ведется органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям звеньев ОПЧС.
1.4 При авариях и катастрофах на транспортных объектах и других предприятиях, управление которыми осуществляется органами министерств и ведомств, непосредственное руководство аварийно-спасательными работами в очаге ЧС возглавляет ведомственная комиссия по ЧС соответствующего предприятия (ведомства).
1.5 Комиссии по ЧС и создаваемые ими временные структуры (координационный центр управления и связи, оперативный штаб) проводят свою работу, привлекая существующие государственные и хозяйственные органы управления, органы управления по делам ГО и ЧС, а также территориальные противопожарные и аварийно-спасательные службы и их местные подразделения.
1.6 Для перевозки сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС, эвакуации населения и пострадавших, решениями соответствующих комиссий по ЧС используется пассажирский и грузовой транспорт предприятий и организаций, а также самолеты и вертолеты авиапредприятий области.
1.7 Руководители предприятий и служб, осуществляющих работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, строят работу на принципах единоначалия и твердой дисциплины и несут персональную ответственность за своевременное и полное выполнение решений оперативного штаба, действующих наставлений и других нормативных актов, регламентирующих порядок проведения соответствующих работ, четкое соблюдение установленных оперативным штабом схем взаимодействия и взаимоинформации об изменениях обстановки на участках работ, а также за безопасность вверенного им личного состава,
1.8 Привлекаемые в установленном порядке к ликвидации ЧС воинские части и подразделения, подчиняясь непосредственно военному командованию, осуществляют аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в соответствии с планом оперативного штаба и в тесном взаимодействии с соответствующими службами.
2.1 Организация аварийно-спасательных работ
2.1.1 Первоначальные действия по ликвидации ЧС осуществляются силами и средствами пожарной охраны, газоспасательных, горноспасательных частей, дежурных аварийно-технических групп, бригад скорой медицинской помощи и мобильного формирования территориального центра медицины катастроф. Данные силы являются силами первого эшелона и прибывают на место ЧС по вызову в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.1.2 При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях для наращивания сил и средств, проводящих аварийно-спасательные работы, используются силы второго эшелона, которые включают в себя специальное мобильное подразделение батальона ГО, спасателей областной поисково-спасательной службы, силы центра экстремальной медицины, аварийно-спасательные силы и невоенизированные формирования ближайших городов и районов.
2.1.3 Для выполнения сложных специфических работ, требующих высокого уровня профессионализма и проведения специальных консультаций, оперативный штаб вызывает соответствующих исполнителей, создавая группы консультантов и распорядителей по отдельным видам работ.
2.1.4 Финансирование расходов по материально-техническому обеспечению, размещению и питанию личного состава, привлекаемого для ликвидации ЧС, оплате его труда, возмещению транспортных и других затрат, связанных с ликвидаций ЧС, осуществляется предприятиями и соответствующими органами исполнительной власти, КЧС которых принимали решение о привлечении сил и средств за счет резервных фондов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.2 Технология аварийно-спасательных работ
2.2.1 Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и наличия сведений о количестве и местах нахождения в ней пострадавших.
Одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей (ГВС), ликвидации истечения сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
2.2.2 До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на нем должна быть проведена комплексная (пожарная, радиационная, химическая и др.) разведка. Для проведения разведки привлекаются силы ГПС, СНЛК и специальных формирований ГО.
Разведка должна установить:
места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;
наличие участков, опасных для работ спасателей по причинам возможного взрыва, обрушения конструкции, радиационного, химического и бактериологического заражения; наличие электросетей под высоким напряжением и т.д.;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
требуемый состав и численность спасательных сил;
безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе АСР;
состояние подъездных путей;
опасные факторы чрезвычайной ситуации, сложившиеся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.
2.2.3 Главным руководителем работ объект разбивается на участки (сектора) с назначением на них руководителей работ. Между руководителями работ на участках (секторах) и главным руководителем работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
2.2.4 Решение о необходимости проведения эвакуации населения из опасных зон или принятия других защитных мер принимается соответствующим органом исполнительной власти или его КЧС.
2.2.5 Поиск места нахождения людей в зоне чрезвычайной ситуации производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
визуального осмотра;
служебно-розыскных собак;
специальных поисковых приборов и инструмента;
простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
2.2.6 На одном участке спасательные работы производятся от начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнения этого условия при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене.
2.2.7 Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
3.1 Руководство первоочередными аварийно-спасательными работами непосредственно в зоне ЧС до принятия решения соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям возглавляет прибывший на место старший по должности представитель объекта экономики, а при ЧС, связанных с тушением пожара, - старший начальник ГПС МВД.
3.2 Для руководства действиями всех сил и средств, осуществляющих аварийно-спасательные работы, в зоне ЧС создается оперативный штаб.
Начальником оперативного штаба - главным распорядителем работ является директор (главный инженер) предприятия или председатель соответствующей комиссии по ЧС. В состав штаба входят старшие руководители служб, действующих в зоне ЧС, и ответственные исполнители на объектах работ.
3.3 При территориальных ЧС руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами (АСиДНР) осуществляется КЧС при администрации области посредством координационного центра управления и связи КЧС, оперативной группы, направляемой в зону ЧС, и областных служб ГО, объединяющих в зоне ЧС родственные штатные подразделения и формирования, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ.
3.4 В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссиями по чрезвычайным ситуациям создаются временные дополнительные структуры управления для решения специфических задач.
Координационный центр управления и связи КЧС создается при принятии КЧС решения о руководстве работами по ликвидации ЧС на базе рабочего аппарата комиссии, органа управления по делам ГО и ЧС и подразделения АО "Уралсвязьинформ". На координационный центр возлагаются следующие задачи и функции:
обеспечение связи, сбора, обобщения и анализа информации о ЧС на всех участках работ, а также о возможном развитии обстановки;
определение общей потребности сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ; решение вопросов, связанных с их своевременным выдвижением, прибытием на объекты работ и материально-техническим обеспечением;
подготовка проектов необходимых решений и распоряжений местных органов власти по данной ЧС и контроль их выполнения, а также подготовка обоснованных предложений по вопросам, требующим решений вышестоящих органов власти;
проработка вопросов научно-технического обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечение взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации.
Оперативный штаб в зоне ЧС создается на базе оперативной группы КЧС, представителей аварийно-спасательных служб и служб ГО, привлекаемых для ликвидации ЧС, и решает в своей работе следующие задачи:
изучение создавшейся в зоне ЧС обстановки, определение зон поражения и степени опасности нахождения людей в этих зонах;
прогнозирование дальнейшего развития ЧС;
определение первоначальных мер по спасению людей, находящихся в опасности, и снижению возможных последствий развития обстановки;
распределение имеющихся сил и средств для эффективного выполнения задач, руководство этими силами и координация их действий;
разработка общего плана аварийно-спасательных работ с определением наиболее эффективных методов их проведения;
определение потребности в дополнительных силах и средствах с учетом имеющихся возможностей и привлечением необходимых служб;
организация встречи сил и средств, прибывающих для проведения аварийно-спасательных работ, и передача их в подчинение службам, действующим в зоне ЧС;
проведение мероприятий по созданию безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ, установка границ опасных зон с определением порядка въезда и прохода в них;
проведение инструктажа по мерам безопасности в зоне работ;
обеспечение взаимодействия с местными органами управления в решении вопросов материально-технического обеспечения сил и средств, привлекаемых для проведения АСиДНР, а также решение других возникающих проблем.