Для эффективного реформирования АПК и структурной перестройки на селе осуществляется комплексный подход, при котором конкретные мероприятия реализуются по всем обозначенным выше целевым направлениям.При этом приоритетными в условиях дефицита бюджетных средств будут мероприятия,что осуществляются за счет организационных мер,а также те реализация которых будет положительно влиять практически на все звенья АПК.
Совершенствование форм собственности и хозяйствования осуществляется исходя из принципа, что для каждой из них имеется своя экономическая и продуктовая ниша в сельскохозяйственном производстве, а их объединение на отдельных технологических стадиях производственного процесса или же в самой системе разделения труда обеспечивает наивысший эффект в производстве продуктов питания.
При проведении внутрихозяйственных преобразований приоритет отдается реализации прав собственности работников предприятий на произведенную ими продукцию в сравнении с правом собственности на землю и средства производства. Эффект от такого подхода , как показывает практика, наступает немедленно, в то время как результатов от предоставления прав собственности на землю и средства производства следует ожидать нескоро.
Крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, колхозы, АО, общества с ограниченной ответственностью , кооперативы и т.п.) на перспективу остаются основными производителями зерна, мяса,молока и яиц в области. В данной категории хозяйств следует также увеличить объемы производства картофеля и овощей, как наиболее рентабельных в современных условиях сельскохозяйственных культур, возделывание которых может укрепить экономику сельхозпредприятий.
В коллективно-кооперативном секторе (АО, ООО, колхозы, кооперативы,ассоциации и т.п.) уточняется правовой статус предприятий и обеспечивается более четкая персонализация собственности в целях повышения эффективности ее использования. Форма АО рекомендуется для сельхозпредприятий промышленного типа, где труд каждого работника занимает определенное место в общей системе технологического процесса, а увязка трудового вклада отдельного работника с результатами работы цеха или предприятия в целом является весьма сложной, где производство весьма фондоемко, а капитал выступает важным фактором его развития.
Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в целях вовлечения дополнительных ресурсов , в т.ч.резервов труда и личных сбережений населения в сферу производства и обеспечения на этой основе увеличения продовольственных товаров,создания конкурентной среды и формирования класса собственников. В качестве приоритетных принимаются направления (коневодство, пчеловодство, овцеводство, птицеводство и др.),которые слабо представлены в крупнотоварном производстве и приусадебных хозяйствах населения. Осуществляется переход от стихийности в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств к ежегодному квотированию их численности, получающей финансовую,кредитную и другую поддержку.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся приоритетными направлениями производства,имеющие в общем доходе более 50 % дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, финансами и кредитами поддерживаются максимально.
Развитие коллективного садоводства и огородничества осуществляется, главным образом, за счет экстенсивных факторов-расширения площадей под садами и огородами,посредством наделения земельными участками всех желающих заниматься этими видами деятельности.
К материально-техническому обеспечению и сбыту излишней продукции коллективных садов и огородов, также как и приусадебных хозяйств, максимально привлекается потребительская кооперация.
Коренным образом изменяется отношение к личному подсобному хозяйству населения,которое вслед за сельхозпредприятиями является второй по значимости категорией производителей сельхозпродукции, способствующей стабилизации продовольственного рынка в период кризисной ситуации и являющейся реальной базой создания крестьянских(фермерских) хозяйств.
Исходя из этого, принимаются меры по увеличению приусадебных участков, обеспечению граждан сортовыми семенами сельхозкультур, племенным молодняком скота и птицы, удобрениями, комбикормами, всеми видами обслуживания по доступным ценам. Создаются экономически выгодные условия для приусадебных хозяйств при реализации сельхозпродукции путем ее контрактации и авансирования,переработки на давальческих началах и т.п. На данную категорию хозяйств распространяются льготы по финансовой поддержке и кредитованию сельхозпроизводства. Стимулируется их кооперирование для решения проблем материально-технического обеспечения, сбыта и переработки сельхозпродукции.
Рациональное использование ресурсов производства и рост производительности труда в предприятиях всех сфер АПК достигается за счет внедрения в них эффективных систем внутрихозяйственных (внутрипроизводственных) экономических отношений, реализации программы реформирования, осуществления структурной перестройки, введения бизнес-планирования. На сельхозпредприятиях осваиваются ресурсосберегающие системы земледелия и животноводства . Получение возвратных и безвозвратных средств поддержки предприятий АПК ставится в прямую зависимость от степени реализации вышеперечисленных мероприятий.
При разработке и освоении ресурсосберегающих систем земледелия и животноводства, бизнес-планов и программ реформирования в сельскохозяйственных предприятиях основное внимание следует уделяется относительному снижению себестоимости и росту производительности труда. При этом реализуются мероприятия технологического, организационного и экономического характера. В предприятиях индустриального типа (животноводческие комплексы, птицефабрики) поддерживаются и совершенствуются промышленные технологии, обеспечивающие наименьшие удельные издержки производства и высокий уровень производительности труда.
Для несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства, среди первоочередных технологических мероприятий следует выделить переход к малозатратным технологиям (биологическим системам земледелия, нефондоемким формам содержание скота, дешевым источникам энергии, системам производства дешевых кормов и т.п.).
Структурная перестройка в перерабатывающих предприятиях осуществляется в направлении резкого расширения ассортимента выпускаемой продукции, приближения его и качества упаковки к европейским стандартам.
Для обеспечения функционирования агросервиса в интересах сельских товаропроизводителей осуществляется концентрация в их руках контрольного пакета акций, что позволит нейтрализовать его монопольное положение. Одновременно в этой сфере создается конкурентная среда (организуются новые коллективные или частные предприятия: кооперативы, ассоциации, кампании; образуются мелкооптовые фирменные магазины запчастей и частные структуры с использованием передвижных средств обслуживания,дилерские пункты заводов-изготовителей техники и др.)
В целях решения задачи повышения технической оснащенности предприятий в условиях дефицита инвестиционных ресурсов развивается система лизинга, проката техники и др.форм.
В сфере заготовки , хранения , торговли сельхозпродукцией и продуктами ее переработки создается система оптовых рынков, максимально используется при этом, имеющаяся материально-техническая база.
Проблема восстановления, воспроизводства и модернизации производственного потенциала АПК решается посредством разработки и реализации специальных комплексных программ:"Плодородие","Технологии ресурсосбережения в АПК", "Механизация","Племенное дело","Селекция и семеноводство","Кадры АПК", "Перерабатывающая и пищевая промышленность".
Для решения проблемы модернизации и технологического перевооружения предприятий АПК привлекается научно-технический и промышленный потенциал АПК области, реализация мероприятий по программе "Плодородия" начинается с осуществления мер по внесению не менее 45-50 кг минеральных удобрений на 1 гектар.На первом этапе реализации программы "Механизация" приобретаются высокотехнологические комплексы по посеву,заготовке кормов и уборке урожая.
Взаимоотношения между предприятиями в АПК предлагается строить на основе кооперации и агропромышленной интеграции. Сельские товаропроизводители любых форм объединяются на кооперативных началах для решения проблем выгодного сбыта продукции, ее переработки, льготного кредитования,эффективного снабжения материально-техническими ресурсами и т.п. Объектами кооперирования также могут быть перерабатывающие цеха, мастерские, автохозяйства, хранилища, строительные и др.цеха сельхозпредприятий, которые в результате сокращения объемов собственного производства, используются мощность не в полную силу.
На базе перерабатывающих и крупных сельскохозяйственных предприятий, специализированных магазинов и специализированной инфраструктуры(хладокомбинаты,базы хранения и т.п.)и при участии банковских структур могут создаваться продуктовые (мясные , молочные и др.)агропромышленные корпорации.
Запуск механизма паритетного ценообразования в АПК позволит руководителям и специалистам сельхозпредприятий иметь реальные финансовые возможности для введения более действенных систем материального стимулирования работников сельского хозяйства, жестко увязывающих размеры заработной платы с результатами производства.
Несмотря на то, что обеспечение паритета цен возможно лишь в идеале, тем не менее введение системы контроля за необоснованным повышением (понижением) цен, системы удешевления топливо-энергетических ресурсов и минеральных удобрений , системы защитных цен позволяет в значительной степени к нему приблизиться. При этом, чем более действенным будет контроль за ценами, и чем в большой степени будут удешевлены основные ресурсы, поступающие в АПК,тем меньше потребуется финансовых средств из фонда поддержки ( в том числе ассигнований из бюджета) для обеспечения предлагаемого механизма ценообразования.
Приближение к паритету цен обеспечивается также за счет создания лизингового фонда,земельного банка.
Основную часть поддержки следует направлять предприятиям АПК в форме веделения бюджетных ссуд и льготных кредитов . Обеспечение доступа к получению ссуд и льготных кредитов сократит потребность в финансовых ресурсах из фонда поддержки предприятия АПК,а также нагрузку на бюджет области.
Защита сельхозтоваропроизводителей области обеспечивается созданием условий при которых средства из областного бюджета используются только для поддержки сельхозтоваропроизводителей Пермской области.
Привлечение частных инвестиций в модернизацию перерабатывающей промышленности и животноводческих комплексов, создание оптовых продовольственных рынков и т.п. осуществляется путем предоставления предпринимателям льгот по налогам .
В сфере внешнеэкономической деятельности осуществляются следующие действия: