Действующий

Об утверждении областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996-2000 гг.

1. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Пермская  область относится к территории экологического риска с высоким   уровнем   загрязнения  атмосферы,  водных  объектов,  почв газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами.

Территориальная    неравномерность    экологических    нагрузок объясняется   диспропорциями   в   размещении  производительных  сил области.   Тенденция   к   концентрации  промышленности  в  основных промышленных узлах сохраняется.

Несмотря  на снижение в последнее пятилетие количества выбросов и сбросов   загрязняющих  веществ,  размещения  отходов в окружающей среде, экологическая обстановка остается напряженной.

Загрязнение  атмосферного  воздуха  в  городах  -  промышленных центрах  области остается по ряду веществ выше допустимых нормативов и в объемах, вызывающих экообусловленную заболеваемость населения. В городах  области  в  атмосферном  воздухе  повсеместно  присутствуют вредные  вещества  (окислы  азота,  диоксид  серы,  серная  кислота, сероводород,  хлористый  водород,  сложные  органические соединения, фенол,  аммиак  и многие другие), среднегодовые концентрации которых позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения. При общем снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  за счет спада производства, выполненных природоохранных мероприятий,  отмечается  рост загрязняющего влияния автотранспорта. На  его  долю  приходится  более  30%  всех  выбросов, а в отдельных городах она больше.

За последние   годы  наметилась  тенденция  снижения  суммарной нагрузки  на  водные  объекты области. С 1991 по 1995 годы суммарный сброс  загрязняющих  веществ  в  водные объекты снизился на 49,0% (с 3438 тыс.т до 1726 тыс.т).

Несмотря  на  снижение индексов загрязнения поверхностных вод и концентрации  приоритетных зягрязняющих веществ, формирующих факторы риска  заболеваемости населения (нефтепродукты, фенолы, соли тяжелых металлов,  аммонийный  и  нитратный  азот),  они  все  еще превышают допустимые нормативы.

Серьезные  экологические  проблемы  представляют сбросы сточных вод гальванических   производств,кислые  шахтные  воды  Кизеловского угольного   бассейна,  нефтесодержащие  стоки,  хлориды  калийных  и нефтедобывающих  предприятий,  стоки  химических  и  нефтехимических предприятий, коммунального хозяйства.

Повсеместно  усиливается  загрязнение подземных вод, что ставит под угрозу снабжение населения питьевой водой.

Нарастает  процесс  деградации  почв,  снижается их плодородие. Более  650 млн.тонн отходов, размещаемых в отвалах, шламохранилищах, свалках   вызывают  загрязнение  окружающей  среды.  Необезвреженные твердые  бытовые  отходы  представляют  серьезную эпидемиологическую опасность.  Более  600 тыс.тонн ежегоднообразующихся высокотоксичных отходов  представляют  серьезную  опасность  для  окружающей среды и здоровья населения.

Особую  тревогу  вызывает неудовлетворительное состояние горных лесов,   массовое  усыхание  елово-пихтовых  лесов.  Лесные  пожары, вредители    леса    наносят    ощутимый    урон    лесам   области. Лесовосстановительные  работы недостаточны, уход за посадками лесных культур ведется неудовлетворительно.

Нуждаются в охране местные виды животного и растительного мира, снижается биопродуктивность водоемов, сокращается улов рыбы.

Ухудшается   демографическая   обстановка   в  области,  растет заболеваемость, в том числе и экозависимая.

Неудовлетворительно   решается  проблема  охраны  недр.  Добыча минерального    сырья    сопровождается   негативными   техногенными изменениями   в   геологической   среде,   в   гидрогеологических  и инженерно-геологических   условиях,   активизацией   геодинамических процессов.  Техногенная активизация геодинамических процессов ставит под угрозу   существование  не  только  калийных  предприятий,  но и городов Березники и Соликамск.

Особенно   тяжелая   экологическая  обстановка  складывается  в Соликамско-Березниковском,                    Пермско-Краснокамском, Кизеловско-Губахинско-Чусовском промышленных узлах.

В зонах     ранее   проведенных   ядерных  взрывов  наблюдаются повышенные  уровни  радиации,  сохраняется  опасность радиоактивного заражения  подземных  и  поверхностных  вод.  Отсутствует  постоянно действующая система радиационного мониторинга.

За последние  годы усилилось внимание органов законодательной и исполнительной  власти к выработке и реализации единой экологической политики и управлению природоохранным комплексом.

Целенаправленно      внедряется     механизм     экономического регулирования  охраны  окружающей среды и природопользования. Начато лицензирование  использования  природных  ресурсов и природоохранной деятельности.  Усиливается  внимание к вопросам медико-экологической реабилитации населения, особенно детей. Накапливается опыт работы по экологическому образованию и воспитанию.

Вместе  с  тем  применяемые  меры  в  области  не соответствуют масштабам  и  остроте  экологических  нагрузок.  Сохраняется  угроза нарастания  кризисных  экологических  явлений  в  условиях выхода из глубокого экономического спада.

Сохраняющийся  высокий  уровень  загрязнения окружающей среды и влияние  экологических  нагрузок  на  здоровье населения потребовали разработки   областной   целевой   комплексной   программы   "Охрана окружающей  среды  Пермской  области"  на  1996-2000 гг., реализация которой  должна  способствовать  экологически  устойчивому  развитию области.

Концепция  Программы  основывается  на:  выполнении  требований Закона  Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"; учете  сложившихся  в области социально-политических и экономических условий; результатах оценки опасности загрязнения окружающей среды и его влияния  на здоровье населения; приоритетном решении вопросов по внедрению   ресурсосберегающих,   мало-  и  безотходных  технологий, современных   санитарно-технических   и  планировочных  мероприятий, оптимизации    использования    ресурсного   блока,   обеспечивающих минимизацию  экологических    нагрузок;    внедрении    принципов экологической реабилитации территорий и населения.

Выполнение  Программы  будет способствовать реализации основных положений  государственной  стратегии Российской Федерации по охране окружающей  среды  и  обеспечению  устойчивого  развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.