Пермская область относится к территории экологического риска с высоким уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов, почв газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами.
Территориальная неравномерность экологических нагрузок объясняется диспропорциями в размещении производительных сил области. Тенденция к концентрации промышленности в основных промышленных узлах сохраняется.
Несмотря на снижение в последнее пятилетие количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в окружающей среде, экологическая обстановка остается напряженной.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах - промышленных центрах области остается по ряду веществ выше допустимых нормативов и в объемах, вызывающих экообусловленную заболеваемость населения. В городах области в атмосферном воздухе повсеместно присутствуют вредные вещества (окислы азота, диоксид серы, серная кислота, сероводород, хлористый водород, сложные органические соединения, фенол, аммиак и многие другие), среднегодовые концентрации которых позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения. При общем снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет спада производства, выполненных природоохранных мероприятий, отмечается рост загрязняющего влияния автотранспорта. На его долю приходится более 30% всех выбросов, а в отдельных городах она больше.
За последние годы наметилась тенденция снижения суммарной нагрузки на водные объекты области. С 1991 по 1995 годы суммарный сброс загрязняющих веществ в водные объекты снизился на 49,0% (с 3438 тыс.т до 1726 тыс.т).
Несмотря на снижение индексов загрязнения поверхностных вод и концентрации приоритетных зягрязняющих веществ, формирующих факторы риска заболеваемости населения (нефтепродукты, фенолы, соли тяжелых металлов, аммонийный и нитратный азот), они все еще превышают допустимые нормативы.
Серьезные экологические проблемы представляют сбросы сточных вод гальванических производств,кислые шахтные воды Кизеловского угольного бассейна, нефтесодержащие стоки, хлориды калийных и нефтедобывающих предприятий, стоки химических и нефтехимических предприятий, коммунального хозяйства.
Повсеместно усиливается загрязнение подземных вод, что ставит под угрозу снабжение населения питьевой водой.
Нарастает процесс деградации почв, снижается их плодородие. Более 650 млн.тонн отходов, размещаемых в отвалах, шламохранилищах, свалках вызывают загрязнение окружающей среды. Необезвреженные твердые бытовые отходы представляют серьезную эпидемиологическую опасность. Более 600 тыс.тонн ежегоднообразующихся высокотоксичных отходов представляют серьезную опасность для окружающей среды и здоровья населения.
Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние горных лесов, массовое усыхание елово-пихтовых лесов. Лесные пожары, вредители леса наносят ощутимый урон лесам области. Лесовосстановительные работы недостаточны, уход за посадками лесных культур ведется неудовлетворительно.
Нуждаются в охране местные виды животного и растительного мира, снижается биопродуктивность водоемов, сокращается улов рыбы.
Ухудшается демографическая обстановка в области, растет заболеваемость, в том числе и экозависимая.
Неудовлетворительно решается проблема охраны недр. Добыча минерального сырья сопровождается негативными техногенными изменениями в геологической среде, в гидрогеологических и инженерно-геологических условиях, активизацией геодинамических процессов. Техногенная активизация геодинамических процессов ставит под угрозу существование не только калийных предприятий, но и городов Березники и Соликамск.
Особенно тяжелая экологическая обстановка складывается в Соликамско-Березниковском, Пермско-Краснокамском, Кизеловско-Губахинско-Чусовском промышленных узлах.
В зонах ранее проведенных ядерных взрывов наблюдаются повышенные уровни радиации, сохраняется опасность радиоактивного заражения подземных и поверхностных вод. Отсутствует постоянно действующая система радиационного мониторинга.
За последние годы усилилось внимание органов законодательной и исполнительной власти к выработке и реализации единой экологической политики и управлению природоохранным комплексом.
Целенаправленно внедряется механизм экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Начато лицензирование использования природных ресурсов и природоохранной деятельности. Усиливается внимание к вопросам медико-экологической реабилитации населения, особенно детей. Накапливается опыт работы по экологическому образованию и воспитанию.
Вместе с тем применяемые меры в области не соответствуют масштабам и остроте экологических нагрузок. Сохраняется угроза нарастания кризисных экологических явлений в условиях выхода из глубокого экономического спада.
Сохраняющийся высокий уровень загрязнения окружающей среды и влияние экологических нагрузок на здоровье населения потребовали разработки областной целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996-2000 гг., реализация которой должна способствовать экологически устойчивому развитию области.
Концепция Программы основывается на: выполнении требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"; учете сложившихся в области социально-политических и экономических условий; результатах оценки опасности загрязнения окружающей среды и его влияния на здоровье населения; приоритетном решении вопросов по внедрению ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий, современных санитарно-технических и планировочных мероприятий, оптимизации использования ресурсного блока, обеспечивающих минимизацию экологических нагрузок; внедрении принципов экологической реабилитации территорий и населения.
Выполнение Программы будет способствовать реализации основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.