Действующий

О Программе развития сферы культуры Пермской области на 1996-2000 годы

Приложение 3

Культура и мир детства: состояние и проблемы. Сложное социально-экономическое положение России, несмотря на определенные усилия со стороны федеральных и региональных властей противоречиво отразилось на детях и молодежи России.

Позитивные результаты выразились, прежде всего,в том, что, несмотря на сложные социально-экономические условия, работа с детьми не только не свертывалась, но и получила интересное творческое развитие как за счет культурных инициатив со стороны работников культуры области, так и благодаря серьезной поддержке со стороны Администрации области.

Пермская область, одна из немногих областей, где принята и реализуется программа "Дети Прикамья", "Молодежь Прикамья", в которых четко обозначена сфера деятельности и финансовые перспективы поддержки детского творчества и досуга. Планируемое на 1996-1998 гг. продолжение реализации Программы "Дети Прикамья" позволит, на наш взгляд, еще более значительно воздействовать на негативные тенденции в сфере детского досуга и творчества.

Позитивным моментом является высокий уровень координации программ детского образования, творчества, досуга. В области создан специальный координационный Совет по Программе "Дети Прикамья", что позволяет избегать дублирования и распыления средств на детскую культурную деятельность.

Пермская область традиционно является театральной областью среди Регионов России. Слава Пермского Театра Оперы и Балета шагнула далеко за пределы Пермской области и России. Видимо, закономерно, что именно в Пермской области в г. Краснокамске организовалась и начала свою деятельность детская школа-театр, которая по мнению экспертов имеет хороший потенциал развития при соответствующей помощи федеральных и региональных властей. В Ильинском районе, известном в Пермской области своим историческим прошлым (Строгановская вотчина), на базе Ильинского музея работает уникальная летняя школа юных краеведов.

Пермская область, одна из первых, начала осуществлять программы по творческой реабилитации детей-инвалидов и детей-сирот. Областной фестиваль художественного творчества детей и молодежи среди инвалидов "Смотри на меня как на равного" и фестиваль художественного творчества детей и молодежи детских домов и школ-интернатов "Детство", школа эстетического воспитания при школе-интернате "Дом детства" г. Краснокамска лишь первые, но интересные шаги в этом направлении.

В поисках новых форм и методов эстетического образования в учебных заведениях Области зарождаются инновационные процессы. По авторским концепциям работают школы эстетического воспитания гг. Перми, Соликамска, Краснокамска и т.д. При Пермском государственном институте искусств и культуры в 1995 году начала свою работу Академия искусств и бизнеса для детей и юношества, которая практически реализует идею непрерывного эстетического образования, привлекая к реализации этой идеи ведущих преподавателей Пермского института искусств.

В позитивную сторону развивались процессы эстетического воспитания детей в специализированных школах. Так, если в 1994 году системой эстетического образования было охвачено 18153 человека, то в 1995 году их численность составила 18584 чел. Особенно интенсивно растут отделения общего эстетического образования на базе общеобразовательных школ. Наиболее интенсивный рост учащихся в школах в 1995 году наблюдался в г. Соликамске, г. Чайковском, г. Кунгуре, а также в районах: Верещагинском, Горнозаводском, Нытвенском, Октябрьском, Очерском, Пермском, Соликамском, Чердынском и ряде других. В 1995 году начала свою работу детская художественная в Кишертском районе.

В 1994 году по сравнению с 1993 годом значительно увеличились поступления от платных услуг в школах эстетического образования. Так если общая сумма средств от платных услуг составила в 1993 году чуть более 6 млн.руб., то в 1994 году эта цифра составила 133 млн.руб. при общем индексе повышения цен не более 10-12 раз. Соответственно, повысился процент охвата детей эстетическим воспитанием с 3,7 в 1993 году до 3,9 в 1994 году.

Слабые позитивные тенденции наблюдались в развитии детских клубных формирований. Несколько повысилось число клубных формирований, занимающихся с детьми с 2537 ед. в 1993 году до 2549 единиц в 1994 году и, соответственно, число детей, занимающихся детским творчеством в клубах: в 1993 году число детей, занимающихся в кружках, составляло 34265 чел.,то в 1994 году эта цифра равнялась 34747 человек. Близкие тенденции сохраняются в 1995 году.

Наиболее интенсивно рост детских кружков шел в таких районах как Бардымский, Большесосновский, Горнозаводской, Ильинский, Кишертский, Осинский, Сивинский, Усольский, Чердынский. Наиболее интенсивный рост числа участников детских клубных формирований наблюдался в г. Кизеле, г. Чайковском, в районах: Бардымском, Еловском, Кишертском, Кунгурском и др.

Поступления от платных услуг населению, оказываемых через сеть учреждений клубного типа, также имели тенденцию роста, но не столь значительную как платные услуги школ эстетического образования. Поступление денежных средств в 1994 году было в 6 раз больше по сравнению с 1993 годом. Позитивные тенденции наблюдались также в работе по обслуживанию детей в детских библиотеках области. Несмотря на финансовые трудности и трудности с материально-технической базой, сокращение сети детских библиотек за счет слияния, число детей до 15 лет - читателей - увеличилось с 366 тыс. до 371 тыс.чел. Увеличение книговыдачи детям наблюдалось в г. Березники, Кизел, Краснокамск, г. Лысьва, а также в районах: Березовский, Горнозаводской, Ильинский, Красновишерский, Нытвенский, Очерский, Суксунский и др.

Активизировали свою работу для детей ряд ведущих театров Пермской области. Так если в 1993 году Пермский театр Оперы и Балета показал 42 спектакля для детей, то в 1994 году их число уже равнялось 53. Пермский театр юного зрителя в 1993 году сыграл 214 постановок, то в 1994 году - 244 спектакля. Значительно активизировали в ближайшие два года свою работу в сельской местности свою работу Березниковский драматический театр и Лысьвенский драматический театр.

Нестабильность в политике, сложное социально-экономическое положение России затронули прежде всего социально слабозащищенные слои населения - детей и молодежь.

Двойная, тройная занятость родителей повлекла за собой проблему детской безнадзорности. По данным исследований Института Социологии время, затрачиваемое в России в крупных промышленных городах родителями на воспитание детей сократилось до 20-25 мин. в день. Развал ранее сформированной пионерской организации с ее жесткими формами организации детского досуга привел к тому, что общеобразовательные школы практически отказались от организации культурно-досуговой сферы детей.

Резкое падение уровня жизни населения, возникновение "массовых очагов бедности" в сельских районах способствовали оттоку детей из кружков, студий, работающих по принципу платных услуг. Клубные формирования, особенно в сельской местности, вынуждены отказываться от нерентабельных детских коллективов, развивать формы, рассчитанные на массовое потребление.

Наиболее серьезные изменения в численности клубных формирований в Пермской области наблюдались в г. Александровске и г. Краснокамске. В первом случае их число сократилось на 30%, во втором - на 10%. Негативные тенденции разной степени выраженности были характерны также для Березовского, Добрянского, Куединского, Красновишерского, Оханского, Соликамского, Суксунского, Чернушинского районов. Наиболее заметный отток детей из клубных формирований был характерен для городов Губахи, Краснокамска, Кунгура, Лысьвы, Чусовой.

Среди районов выраженные негативные тенденции наблюдались в Березовском, Добрянском, Карагайском, Куединском, Красновишерском, Нытвенском, Оханском районах. В целом сеть детских клубных формирований по области сократилась за последние два года на 200 единиц.

Несмотря на то, что число учащихся в школах эстетического воспитания в целом по области не снизилась, а имело даже некоторый рост, тревожными остаются тенденции оттока учащихся из школ эстетического воспитания в размере 8%-20% в городах Перми, Березники, Краснокамск и т.д., а также в ряде районов: Бардымском, Березовском, Ординском, Уинском и т.д.

Негативные тенденции характерны также для показателей выпуска учащихся по всей Пермской области. В целом число учащихся, выпущенных школами эстетического воспитания, в 1995 году снизилось по сравнению с 1994 годом в среднем на 8%. Показатели снижения для г. Перми составили в 1995 году более 36%. Около 50% снижения было характерно для школ эстетического воспитания г. Соликамска.

Механизмы подобных тенденций имеют разнообразные основания: от снижения жизненного уровня родителей до изменения ценностных ориентаций учащихся, но ведущими здесь остаются факторы материального характера. Например, в Перми нуждаются в капитальном ремонте все 15 школ эстетического воспитания. В г. Соликамске наблюдается сходная ситуация. В г. Краснокамске в течении трех лет в аварийном состоянии продолжает находиться школа эстетического воспитания. Наблюдается большой износ музыкальных инструментов, недостаток методической литературы.

Детские библиотеки области, хотя и не снизили численность читателей, что объясняется прежде всего резким снижением социально-экономического благосостояния семьи, но сталкиваются с рядом серьезных трудностей, невозможность решения которых усугубляет и так трудное положение в этой сфере. Прежде всего, страдают книжные фонды. Так книжный фонд библиотек системы НК России для детей в возрасте до 15 лет сократился в Пермской области за последние 2-3 года в среднем на 5%-7%.

Наиболее серьезные потери книжного фонда для детей наблюдались в г. Перми, Соликамске, Чусовой, Чайковском. Потери более 10% были характерны для Еловского, Кишертского, Куединского, Пермского, Чернушинского районов.

Закономерно, что схожие отрицательные тенденции были характерны для показателей книговыдачи. Их среднее сокращение по области составило в 1994 году по сравнению с 1993 годом около 3%-5%. Сократилась за последние два года сеть детских библиотек, в основном за счет сельских библиотек.

Сложная ситуация складывается в театрально-концертной сфере, обслуживающей детей. Около 40% спектаклей театры в сельской местности играют для детей. За последние два года наблюдается резкое снижение числа детских спектаклей: в среднем на 20%. Это является результатом сокращения посещаемости спектаклей и концертов профессиональных коллективов, особенно в сельской местности из-за экономических трудностей родителей.

Видимо, перечисленные трудности обусловили также достаточно низкий процент охвата детей Пермской области эстетическим воспитанием - всего 3.9%, что почти в два раза отстает от общероссийских показателей. Потенциал возможного роста этих показателей в перспективе остается весьма проблематичным. Ключевая причина недостаточный уровень подготовленности педагогов клубных формирований и школ эстетического образования для работы с детьми, что естественно снижает качество организации культурно-досуговой сферы детей.

Проблема приобщения детей к детскому народному творчеству осознается как ведущая практически всеми руководителями учреждений культуры и региональными элитами. В Области много сделано в этом направлении: в клубных формированиях дети области занимаются резьбой по дереву, изготовлением игрушек, деревянных орудий труда, изготовлением бондарной посуды, ручным рукоделием, кружевоплетением и т.д. Кроме клубных учреждений для создания кружков и мастерских используется база общеобразовательных и детских художественных школ. В Области на базе 4 музыкальных школ также организовано обучение народным ремеслам детей. Наметилась за прошедшие два года положительная тенденция роста числа детских фольклорных групп. В IV областном фестивале музыкального искусства детей и юношества приняло участие 28 детских фольклорных коллективов. Ежегодно организуются детские фольклорные фестивали. В 1995 году начал работу профильный оздоровительный лагерь "Фольклорная деревня".

Обилие фольклорных фестивалей и праздников однако не снимает проблему индивидуальной подготовки для работы с фольклорными материалами. Увлеченность фольклорными праздниками без знания этнографии, фольклористики, собирательной деятельности, традиционной культуры своего района могут не способствовать возрождению детского народного творчества, а лишь профанировать его.

Не снижается интерес в Пермской области к народным хорам. Заметен количественный рост детских ансамблей народной песни. Некоторые из них интересно взаимодействуют с молодежными ансамблями, выстраивая действенные игровые программы (ансамбли "Теремок" и "Забава" г. Нытва и др.). Но эти коллективы испытывают серьезные трудности с пошивом костюмов, приобретением музыкальных инструментов, звукоусилительной аппаратуры.