Приложение 2
В настоящее время Пермская область накопила уникальный опыт разработки и реализации социальных проектов и программ по отдельным направлениям социальной сферы.
В области, в одном из первых регионов России, была принята и реализуется Программа "Дети Прикамья", с 1995 года реализуется Программа "Молодежь Прикамья". Подготовлена Программа в области образования. Программа развития сферы культуры дополняет блок социальных программ и, с очевидностью, ставит проблему последующей координации сфер социального профиля в единое целое.
Решение этой задачи облегчается тем, что в Области создан и эффективно функционирует при администрации Области отдел координации социальных программ, который имеет позитивный опыт проведения социального мониторинга в Области, располагает большим количеством аналитических материалов, позволяющих выделять приоритетные направления в развитии социальных сфер.
Информационный и аналитический задел, наличие развитой инфраструктуры, опережающий опыт управления социальной сферой через механизм программирования позволяют ставить вопрос о необходимости разработки концепции и мер по реализации социальной политики области.
Предполагается, что эта задача будет реализована региональными руководителями в ближайшей перспективе.
Возникает вопрос: какое место и какую роль должна занять сфера культуры в концепции социальной политики Области ? Ответ на этот вопрос достаточно неоднозначен и требует рассмотрения общих подходов к возможным моделям социальной политики.
Формирование моделей социальной политики, обоснование роли региональной власти в решении вопросов жизнеобеспечения населения, распределение сфер влияния и механизмов взаимодействия между областными и районными уровнями является одним из наиболее сложных вопросов переходного периода. Переоценить значимость правильно выбранной модели социальной политики невозможно, так как цель преобразований в этой области не просто поддержание систем жизнеобеспечения населения, разрешение социальных конфликтов. Главное - формирование социальной базы, поддерживающей и осуществляющей преобразования, отработка новых механизмов социального партнерства и, в конечном итоге, способов становления и поддержания власти.
Существует несколько существенных, на наш взгляд, характеристик модели региональной социальной политики, адекватной сегодняшней ситуации.
Первое. Важнейшей ее особенностью является то, что она должна носить переходный характер и тем самым сочетать в себе элементы старого и ростки нового. Переходность и постепенность социальной политики связаны прежде всего с инерционностью психологии населения, которая может существенно тормозить движение к конкурентной экономике.
Второе. Социальная политика и отражающие ее меры должны не просто сочетаться с экономическими реформами, но быть их органической составной частью. С этих позиций реализация важнейших инообразований как бы независимо от мнения населения или за счет населения - путь к усилению социальной направленности и потере контроля за социальными изменениями в регионе. Потеря ориентации населения, инерционность процессов сглаживают формы проявления социального недовольства, но накапливают его потенциал, а соответственно и силу проявления в последующем.
Третье. Учитывая то, что реформы были инициированы сверху, социальная активность и вовлекаемость в них населения чрезвычайно низки. Это означает необходимость занятия лидирующей позиции в определении социальной политики регионального руководства. Процесс преобразований в социальной сфере должен иметь вполне конкретную направленность и цели. А следовательно, как уже отмечалось, региональные элиты стоят перед необходимостью разработки концепции и Программы социальной политики Пермского региона, которая должна координировать весь комплекс социальных преобразований в регионе и обеспечить защиту этих преобразований от неожиданных финансовых потрясений. Эта программа может охватить преобразования в различных сферах социальной жизни, включая ее инфраструктуру, институциональные формы и т.д. Сформированная система мер в рамках Программы может сориентировать население на те или иные действия именно в рамках реформ, а не вне их.
Выход из состояния социальной неопределенности и идеологического вакуума не обязательно должен быть результатом стихийного процесса. Во многом он будет определяться политикой региональной власти. Достижение наилучших результатов в этом направлении возможно, если будут сформулированы принципы и цели социальной политики региона.
Становление новой модели социальной политики региона, ее цели и принципы должны быть направлены не просто на поддержание жизнеобеспечения граждан (это необходимая, но лишь на первом этапе цель), а способствовать формированию нового "ценностного восприятия" происходящих перемен. Например, проблема социальной справедливости для России никогда не сводилась лишь к тому или иному распределению благ. В российской ментальности она неизменно предполагала возможность найти "справедливое" решение вопроса, добиться правды, преодолеть бюрократа и т.д.
Ценностная окрашенность социальной политики для населения означает необходимость и возможность формирования специальных каналов по переосмыслению происходящих перемен, формирование и обмен новыми ценностями, возникающими по мере преобразований. Культура и культурные ценности выступают своеобразным диагностом социально-психологического состояния населения, дополнительным каналом психологической поддержки населения.