Приложение 1
Менталитет региональных элит, сформированный в условиях посткоммунистического общества, всегда настороженно относился к сфере культуры.
С одной стороны "поощрять" культуру было идеологически необходимо, с другой - она была той социальной сферой, которая не требовала особых управленческих вмешательств, так как долгое время не являлась опасной; всегда была непредсказуемой, но управляемой.
Поэтому соучастие и помощь региональных элит в деле становления сферы культуры преимущественно имело характер личных стратегий и личного выбора. Осознание необходимости развития культуры в регионе людьми, имеющими власть, складывалось, как правило, или под давлением обстоятельств или в соответствии с интеллектуальными и гуманитарными ориентациями.
Для определенного уровня социально-экономического положения России и уровня социальной напряженности это было вполне эффективным.
В условиях посткоммунистических реформ наблюдается постепенная эволюция поведения региональных руководителей. Все более ясно проявляется тенденция поддерживать сферу культуры не по остаточному принципу, а по мере внутренних сил региона в соответствии с экономическими возможностями территории.
При этом традиционным остается подход, при котором образование, медицина, социальная защита имеют "неоспоримые преимущества" перед культурой; так как последняя остается "пространством отдыха и творчества", а значит сферой, которую можно отложить на определенное время "до лучших времен".
Является ли данная модель поведения региональных элит адекватной сегодняшней ситуации ?
Оценить это возможно, если проанализировать новую роль сферы культуры в социально-экономической интеграции региона.
Пермская область представляет собой территорию уникальную по степени территориальной, социально-экономической и этнической дифференциации и мозаичности. Само ее существование зависит от характера и успешности региональной политики. Региональная политика любого центра всегда направлена на сохранение определенной целостности и управляемости всей территории. За счет чего целостность и управляемость территории может достигаться ?
Исторический опыт периодического распада и собирания России свидетельствует о том, что целостность нашего государства традиционно обеспечивалась наличием державной идеологии, подкрепленной сильным аппаратом принуждения и ограничения политических свобод.
Центр в такой модели имел возможность вмешиваться в действия, находящиеся в компетенции любого из уровней регионального управления, дублировать их функции.
Сейчас идет интенсивное разрушение действовавшей в течении длительного времени системы принудительной зависимости территорий от Центра, основанной на вертикальной системе управления и контроля за всеми сферами социально-экономической жизни территорий. Одновременно это сопровождается нарастанием центробежных сил в территориях.
Ослабление вертикальных хозяйственных и управленческих связей требует поиска новых интеграционных механизмов, способных сохранить целостность территории и увеличить ее интеграционный потенциал.
В качестве такого интеграционного механизма в настоящее время может и должна выступить сфера культуры Региона. Интуитивно осознание роли культуры в социально-экономическом развитии территорий уже происходит.
По мнению экспертов - разработчиков Программы, имеющих цикл бесед с руководителями ряда городов и районов Пермской области, в настоящее время в регионе складывается позитивная ситуация для развития сферы культуры. Несмотря на социально-экономические трудности многие территориальные руководители рассматривают культуру как сферу, позволяющую регулировать уровень социально-экономического напряжения, компенсировать "неуправляемый" переход в рыночные отношения и нарастающее в связи с этим неприятие рыночных преобразований.
Выступая "социальным терапевтом" для населения, сфера культуры оформляет и предопределяет новые цели, ценности и смыслы общественной жизни населения региона. Поддержка творческой и духовной активности населения Пермской области рассматривается как долг региональных элит перед населением за стремительный и неподготовленный переход к рыночным изменениям.
Понятие долга в российском менталитете всегда выступало мощным ценностным и смысловым регулятором, несоответствие которому вряд ли будет способствовать развитию территории в целом. Культура воспринималась и воспринимается населением как готовность региональных элит думать не только о "хлебе насущном", но и о завтрашнем возрождении духовного начала. Культура и образование возможности для завтрашнего трудного прорыва России в будущее.
Неподготовленный переход в рынок способствовал тому, что последние 3-4 года сфера культуры Области практически вышла из приоритетов социальной политики и лишь в 1995 году ей удалось составить конкуренцию с остальными сферами социального профиля.
Новое место и роль культуры в социальной интеграции Пермского региона ставит перед региональной элитой задачу переосмысления места и роли культуры как духовного потенциала региона, дестабилизация которого может привести к непредсказуемым последствиям.
В программу действия региональных элит по поддержанию духовного потенциала Области могли бы лечь следующие ключевые положения:
1. Необходимо осознать качественные особенности культурного наследия Уральского региона и его роль в российской культуре в целом. Необходимо привести в соответствие культурный потенциал Области и организационно-экономические возможности его развития, изучения и сохранения.
2. В связи со спецификой целей и задач в развитии сферы культуры Пермской области, ориентированной на возрождение культурно-исторического потенциала, необходимо перейти от стихийных форм поддержки сферы культуры, приспособленных для экстренных мер и решения тактических задач, к стратегии отработки долгосрочных программ в сфере культуры Области и районов. Настоящая Программа первый шаг в этом направлении.
3. Реализация новых моделей функционирования сферы культуры предполагает переход от практики планирования конкретных мероприятий к политике проектирования условий и базовых оргструктур в сфере культуры.
4. Важным условием реорганизации деятельности в сфере культуры является развитие договорных отношений на разных уровнях управления социальной сферой Области и уровнях управления культурой.
5. Региональной элите важно занять четкую позицию в сфере бюджетной, налоговой, кредитной политики для образовательно-культурных направлений. Следует особо подчеркнуть, что в случае ошибок именно в социальных отраслях проявляется нарастание кризисных процессов у населения.
6. Необходимо добиться бюджетной защищенности Программы, так как это поможет стабилизировать общую социальную ситуацию в регионе.
7. Территориальным администрациям следует четко выступить за протекционизм культуры в Администрации области, как реальный механизм интеграции территорий, противопоставив этот процесс проявлению сепаратизма отдельных территорий.
Смыслом деятельности и одной из важнейших задач региональных элит в этой связи может стать проведение скоординированной политики по созданию благоприятных условий для привлечения в культуру местных и зарубежных инвестиций со стороны предпринимательских структур и заинтересованных лиц. Это может означать включение сферы культуры Пермской области в разработку и реализацию региональных инвестиционных программ и их международную экспертизу, проведение гибкой налоговой политики, инвентаризацию действующей инфраструктуры сферы культуры, определения перечня приоритетных и наиболее значимых культурных проектов, способных формировать положительный образ территорий для потенциальных инвесторов.
Личная заинтересованность регионального руководства реализовать на практике привлекательную модель культурного развития территории во многом способна определить завтрашнюю ситуацию и культурный потенциал региона на пороге второго тысячелетия.