Действующий

О Программе создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Пермской области (1996-2000 гг.)

1. ВВЕДЕНИЕ

Программой ставится задача завершить в течение 1996-2000гг.работы по созданию в Пермской области государственной автоматизированной системы земельного кадастра (далее - ГАС ЗК). Данная задача продиктована динамикой земельной реформы и необходимостью привести сферу регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в соответствие с потребностями рыночной экономики.

Земельная реформа внесла коренные изменения в характер земельных отношений. Отменена монополия государственной собственности на землю. Проведено крупномасштабное перераспределение земель. Образовались и развиваются новые формы земельной собственности, включая частную. Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов составило на 1 января 1996 года 857 тысяч и продолжает расти. Им передано 4,7 млн.гектаров земель, в том числе 1,8 млн. гектаров в собственность граждан и юридических лиц. Органы местного самоуправления получили в свое распоряжение 629 тыс.гектаров земель.

Земельные ресурсы области включены в систему новых экономических отношений. Введена платность землепользования. Суммы платежей за землю составили в 1995 году 97 млрд.рублей. Быстро активизируется земельный рынок. За три года состоялось 13,5 тыс. сделок купли-продажи земельных участков, более 100 тыс.сделок их аренды. В целом объем сделок с земельными участками увеличился в 2,5 раза, и эта тенденция продолжает нарастать.

В области реализовано много новых подходов к вопросам организации работы с земельными ресурсами. Проведена массовая инвентаризация земель, перерегистрация собственников и выдача им правоустанавливающих документов на земельную собственность. Начались активные работы по широкому кругу инженерных проблем, освоению компьютерных технологий, реорганизации земельного кадастра. Совместно с датскими специалистами созданы первые образцы автоматизированных систем регистрации прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость. При комитетах по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов (горрайкомземах) организованы и оснащены специализированные структуры земельного кадастра. В короткие сроки налажены статистическое отслеживание динамики земельных преобразований, накопление банка земельно-кадастровых данных, перевод операционной работы с субъектами земельных отношений в автоматизированный режим.

Принятые меры позволили обеспечить весь комплекс текущих работ по реформированию земельных отношений. Заложены основы рыночно ориентированной инфраструктуры их регулирования. Подготовлены материальная база и кадры к освоению современных технологий работы с земельными ресурсами. Дальнейшая реализация рыночной концепции земельных отношений в полной мере зависит теперь от формирования в области полноценной структуры автоматизированного земельного кадастра как единой системы базовых данных о земле и ее использовании.

Отсутствие такой системы не позволяет вести более эффективную земельную политику, особенно в городах, где ранее в условиях монополии государственной собственности кадастр и земельные отношения не имели какого-либо существенного значения, а городская территория рассматривалась исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач.

Современная ситуация принципиально изменилась. Земля обрела статус конкретной собственности со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и социальными последствиями. В этих условиях из-за отсутствия необходимой базы кадастра управление земельными ресурсами в городах столкнулось с большими трудностями: режим использования земель регулируется в ограниченных масштабах, налогообложение несет значительные потери, хотя земли городов - это основной источник бюджетных поступлений от платежей за землю.

В целом переход земельной реформы в стадию более высокой экономической активности и расширения рыночных операций с земельными участками требует оперативного создания эффективного кадастрового обслуживания реформированных земельных отношений. Предусмотренные в связи с этим Программой работы по созданию государственной автоматизированной системы земельного кадастра в полной мере отвечают новым экономическим и правовым условиям землепользования в Пермской области.