Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и главы администрации области от 22.12.92 N 234 "О мерах по совершенствованию ведения государственного земельного кадастра в Пермской области"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Программу создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Пермской области (1996-2000 гг.) (прилагается).
2. Финансовому управлению администрации области предусматривать в областном бюджете средства для финансирования данной Программы.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области:
обеспечить финансирование проведения кадастровых съемок, изготовления планово-картографических материалов, инвентаризации земель, других мероприятий и работ, предусмотренных Программой за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников.
4. Общую координацию работ по выполнению и финансированию Программы возложить на комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя губернатора области Шубина И.Н.
Губернатор области
Г.В.Игумнов
Документ сверен по:
рассылка
Приложение
к постановлению губернатора области
от 06 мая 1996 года N 161
П Р О Г Р А М М А
создания государственной автоматизированной системы
земельного кадастра в Пермской области
(1996-2000 гг.)
1996 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Программы создания государственной автоматизированной
системы земельного кадастра в Пермской области
(1996-2000 гг.)
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПО
СОЗДАНИЮ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМА-
ТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
3.1 Нормативно-правовое обеспечение
3.2 Организационное обеспечение
3.3 Научно-методическое и нормативное обеспечение
4. РАЗВЕРТЫВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ
4.1 Этапы создания и развертывания ГАС ЗК области
4.2 Информационное обеспечение создания и функциони-
рования ГАС ЗК области
4.3 Техническое обеспечение создания ГАС ЗК области
4.4 Кадровое обеспечение создания ГАС ЗК области
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения: 1 Основные виды работ по реализации Программы
создания государственной автоматизированной
системы земельного кадастра в Пермской
области (1996-2000 гг.)
2 Развертывание технических программных комплексов
(ПТК) кадастровых бюро в Пермской области
3 Потребность в оборудовании и технике для создания
ГАС земельного кадастра
4 Создание планово-картографических материалов для
земельного кадастра области (Информационное
обеспечение ГАС ЗК)
5 Инвентаризация земель (Информационное обеспечение
ГАС ЗК)
6 Регистрация прав на землю и прочно связанной с
ней недвижимость. Операции с землей и прочно
связанной с ней недвижимостью
7 Кадровое обеспечение государственного земельного
кадастра
8 Комплектование кадрами кадастровых бюро в админист-
ративных районах и городах области
9 Потребность в специалистах землеустроителях для
сельских (поселковых) органов местного самоуправ-
ления
10 Финансовое обеспечение Программы создания
государственной автоматизированной системы
земельного кадастра в Пермской области и
поддержания ее в рабочем режиме (1996-2000 гг.)
11 Финансирование создания государственной автома-
тизированной системы земельного кадастра в
Пермской области и поддержания ее в рабочем режиме
(1996-2000гг.)
12 Экономическая эффективность создания
государственной автоматизированной системы
земельного кадастра на территории Пермской
области (1996-2000 гг.)
13 Платежи за землю и сборы от предоставления услуг
кадастровыми бюро
1. ВВЕДЕНИЕ
Программой ставится задача завершить в течение 1996-2000гг.работы по созданию в Пермской области государственной автоматизированной системы земельного кадастра (далее - ГАС ЗК). Данная задача продиктована динамикой земельной реформы и необходимостью привести сферу регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в соответствие с потребностями рыночной экономики.
Земельная реформа внесла коренные изменения в характер земельных отношений. Отменена монополия государственной собственности на землю. Проведено крупномасштабное перераспределение земель. Образовались и развиваются новые формы земельной собственности, включая частную. Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов составило на 1 января 1996 года 857 тысяч и продолжает расти. Им передано 4,7 млн.гектаров земель, в том числе 1,8 млн. гектаров в собственность граждан и юридических лиц. Органы местного самоуправления получили в свое распоряжение 629 тыс.гектаров земель.
Земельные ресурсы области включены в систему новых экономических отношений. Введена платность землепользования. Суммы платежей за землю составили в 1995 году 97 млрд.рублей. Быстро активизируется земельный рынок. За три года состоялось 13,5 тыс. сделок купли-продажи земельных участков, более 100 тыс.сделок их аренды. В целом объем сделок с земельными участками увеличился в 2,5 раза, и эта тенденция продолжает нарастать.
В области реализовано много новых подходов к вопросам организации работы с земельными ресурсами. Проведена массовая инвентаризация земель, перерегистрация собственников и выдача им правоустанавливающих документов на земельную собственность. Начались активные работы по широкому кругу инженерных проблем, освоению компьютерных технологий, реорганизации земельного кадастра. Совместно с датскими специалистами созданы первые образцы автоматизированных систем регистрации прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость. При комитетах по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов (горрайкомземах) организованы и оснащены специализированные структуры земельного кадастра. В короткие сроки налажены статистическое отслеживание динамики земельных преобразований, накопление банка земельно-кадастровых данных, перевод операционной работы с субъектами земельных отношений в автоматизированный режим.
Принятые меры позволили обеспечить весь комплекс текущих работ по реформированию земельных отношений. Заложены основы рыночно ориентированной инфраструктуры их регулирования. Подготовлены материальная база и кадры к освоению современных технологий работы с земельными ресурсами. Дальнейшая реализация рыночной концепции земельных отношений в полной мере зависит теперь от формирования в области полноценной структуры автоматизированного земельного кадастра как единой системы базовых данных о земле и ее использовании.
Отсутствие такой системы не позволяет вести более эффективную земельную политику, особенно в городах, где ранее в условиях монополии государственной собственности кадастр и земельные отношения не имели какого-либо существенного значения, а городская территория рассматривалась исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач.
Современная ситуация принципиально изменилась. Земля обрела статус конкретной собственности со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и социальными последствиями. В этих условиях из-за отсутствия необходимой базы кадастра управление земельными ресурсами в городах столкнулось с большими трудностями: режим использования земель регулируется в ограниченных масштабах, налогообложение несет значительные потери, хотя земли городов - это основной источник бюджетных поступлений от платежей за землю.
В целом переход земельной реформы в стадию более высокой экономической активности и расширения рыночных операций с земельными участками требует оперативного создания эффективного кадастрового обслуживания реформированных земельных отношений. Предусмотренные в связи с этим Программой работы по созданию государственной автоматизированной системы земельного кадастра в полной мере отвечают новым экономическим и правовым условиям землепользования в Пермской области.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ
Программа создания в области государственной автоматизированной системы земельного кадастра (далее - ГАС ЗК) разработана комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (облкомземом) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Пермской области.
Автоматизированная система земельного кадастра области создается как современная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений и поддержки цивилизованного земельного рынка, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель. Главная цель ГАС ЗК обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев и пользователей земли.
Программа подготовлена с учетом рекомендаций Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзема), российского и зарубежного опыта организации кадастрового производства, результатов многолетнего сотрудничества облкомзема с группой датских фирм, а также фактического состояния службы регулирования земельных отношений в области.
Основу Программы составляют концепция проекта по поддержке земельной реформы в России (проект ЛАРИС) и ранее принятые администрацией области решения о его реализации на территории области. Проект осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.94 N 1327 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке земельной реформы (проект ЛАРИС)". Приказом Роскомзема от 23.03.95 N 23 предусмотрено, что в реализации первого этапа проекта, рассчитанного на период 1995-1999 гг., участвует 24городские и районные территории области. Планом финансирования данных работ, утвержденным постановлением губернатора области от 13.11.95 N 341, на эти цели направляется 4 млн. 750 тыс.долларов США, учтенных в финансовом обеспечении Программы (приложение 10).
В целом Программа включает комплекс взаимоувязанных организационно-правовых, инженерно-технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволяют создать информационную систему, способную эффективно функционировать в составе Государственной автоматизированной системы земельного кадастра Российской Федерации.
Реализация Программы позволит обеспечить следующие основные задачи:
1. учет количества и качества земель, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов области, информационно-аналитическое обеспечение задач управления землями, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности;
2. предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово-кредитных учреждений, юридических и физических лиц;
3. обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
4. обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
5. обеспечение сбора земельных платежей и налогов на прочно связанную с землей недвижимость;
6. информационную и правовую поддержку функционирования рынка земли и недвижимости;
7. поддержку и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости;
8. обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и иных платежей в бюджет;
9. информационное обеспечение и поддержку разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов и регулированию развития территорий;
10. создание условий для установления территорий с особым правовым режимом, включая природоохранный, рекрационный и др.;
11. обеспечение управления государственным земельным резервом;
12. ведение государственной статистики о земле и землепользованиях.
В итоге эффективность земельной политики в области значительно возрастет.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА ОБЛАСТИ
3.1 Нормативно-правовое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение Программы направлено на отработку ГАС ЗК в соответствии с действующими актами органов государственной власти Российской Федерации и Пермской области, в том числе:
от 28.02.96 N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования";
от 07.03.96 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю".