РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку исполнения, оценке имущества и расчету сумм возмещения или денежной компенсации по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями
1. Рассмотрение заявлений, оценка имущества и расчет сумм возмещения или денежной компенсации производится в соответствии с Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 (далее именуется Положение).
К рассмотрению заявлений по мере необходимости привлекаются специалисты финансовых органов, бюро технической инвентаризации, служб управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, учета и распределения жилья, торговли и услуг, страховых органов и др.
2. При рассмотрении заявления в первую очередь необходимо проверить:
не было ли национализировано (муниципализировано) имущество в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Критерием такой возможности является применение рассматриваемой репрессии еще до массового раскулачивания крестьянства (до 1929 года), конфискация имущества в городе (купеческие дома, особняки, фабрики и т.п.). Для выяснения данного вопроса можно обращаться в Государственный архив Пермской области (ГАПО) или в областную комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;
не были ли уничтожены жилой дом и другие постройки во время гражданской войны или в результате стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, бурь и шквалов, гроз, оползней, а также пожаров, вызванных перечисленными стихийными бедствиями);
не было ли имущество изъято из гражданского оборота (отошло в ведение Министерства обороны либо службы гражданской обороны, относилось законодательством в момент его утраты к объектам исключительной собственности государства, а также по действовавшему законодательству могло приобретаться в особом порядке по специальному разрешению, в частности, имущество, за незаконное приобретение, изготовление и хранение которого законодательством была предусмотрена ответственность гражданина);
не истек ли срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Во всех перечисленных случаях , а также в случае конфискации (отчуждения) земель, плодово-ягодных насаждений и посевов, имущество возврату, возмещению или компенсации не подлежит.
3. При рассмотрении заявления о возврате реабилитированному лицу жилого дома следует убедиться, что дом необходим ему и (или) членам его семьи для постоянного проживания и они согласны освободить занимаемые жилые помещения в домах государственного или общественного жилого фонда.
На этих условиях администрация может не настаивать, если дом не заселен или используется в прикладных целях, или вовсе не используется и восстановление его с помощью администрации или без нее берет на себя заявитель.
В случае, если в доме проживают другие лица, необходимо принять все возможные меры, чтобы достигнуть договоренности с заявителем о денежном возмещении, а не о возврате дома, или о первоочередном предоставлении в оговоренный срок благоустроенного жилья из государственного (муниципального) фонда, или о безвозмездном выделении земельного участка и оказании помощи в строительстве жилого дома.
Если заявитель проживает в собственном (приватизированном) жилье и не нуждается в улучшении жилищных условий, то ему может быть отказано в возврате дома и предложено за него денежное возмещение.
Если же заявитель обоснованно требует возврата жилого дома и готов выполнить все условия, этот дом должен быть ему возвращен в течение года, а проживающим в нем лицам органами исполнительной власти предоставлена равноценная жилая площадь, либо оказана по соглашению помощь в строительстве жилья.
4. По принятому к рассмотрению заявлению с целью возмещения за имущество его стоимость определяется в соответствии с рекомендациями Положения, при этом:
Оценка сохранившихся жилых домов и построек производится (п. 8 Положения) на основании имеющихся данных инвентаризации с учетом фактического износа в зависимости от характера, размеров дома, строительного материала и т.п. в размере не более 60 минимальных зарплат.
Оценка несохранившихся жилых домов и построек производится в тех же пределах применительно к инвентаризационной оценке сохранившихся аналогичных строений.
Оценка товаро-материальных ценностей производится согласно п. 8 "б" Положения по ценам, действовавшим на момент вынесения заключения, с учетом износа не менее 25 процентов, а домашних животных, птицы и сельхозпродукции - согласно п. 8 "в" Положения по данным заготовительных организаций. При этом размер возмещения или компенсации не должен превышать 40 минимальных заработных плат.
При определении стоимости облигаций государственных займов, подлежащей возврату в соответствии с п. 10 Положения, вкладов, сумм аккредитивов и расчетных чеков, подлежащих возврату в соответствии с п. 11 Положения, а также денежных выигрышей и вещевых выигрышей в соответствии с п. 12 Положения индексация их стоимости в связи с изменением цен в современных условиях не предусматривается.
5. По принятому к рассмотрению заявлению с целью начисления денежной компенсации оценка стоимости имущества производится в тех же пределах, что и для возмещения, при этом сумма выплаты определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств, имеющихся косвенных документальных данных, а также социально-бытового положения и возраста заявителя.
6. Конфискованная иностранная валюта возмещается Министерством финансов Российской Федерации согласно п. 13 Положения.
Соответствующие материалы (документы, заключения местных комиссий и принятые по ним решения администраций) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Министерству финансов Российской Федерации.