Действующий

О Программе "Оздоровление, отдых и трудоустройство детей и подростков в каникулярное время" (с изменениями на 9 ноября 2004 года)


I. Концепция программы

Задача сохранения и развития системы организации отдыха детей и подростков включена в областную целевую комплексную программу "Дети Прикамья". Эта задача обусловлена необходимостью заботы государства и общества о социальной защите семьи, здоровье, духовно-нравственном и трудовом воспитании, культурном досуге подрастающего поколения.

В Пермской области проживает 401,5 тыс.детей школьного возраста, из них около половины - в экологически неблагоприятных территориях. Состояние здоровья детей, как показывает статистика, более слабое, чем в России в целом: число детей со II и III группой здоровья (хронически больных) составляет 71%. Область имеет высокий уровень детской инвалидности, 9436 детей-сирот, 55,8 тыс.детей у одиноких матерей, 195,7 тыс.детей в многодетных семьях.

В летний период 1993 г. организация отдыха, труда оздоровления детей во многом помогла решить проблемы их социальной защищенности, организовать досуг и питание. 76,7% учащихся были заняты в различных формах отдыха и оздоровления. Приоритет при получении льготных путевок имели дети-сироты, опекаемые, инвалиды, из малообеспеченных семей, с хроническими заболеваниями.

В соответствии с новыми социально-экономическими условиями система организации летнего отдыха детей нуждается в обновлении, приведении ее в соответствие с потребностями современного ребенка и возможностями семьи.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Следовательно, лето - это развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечения, игры, свобода в выборе занятий, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.

Социальная значимость системы организации летнего отдыха детей очевидна. Общество заинтересовано в психическом, образно-эмоциональном, интеллектуальном, волевом развитии детей, их приобщении к миру социальных отношений. В связи с этим государство призвано выступить гарантом сохранения и развития системы летнего отдыха, оздоровления и трудоустройства детей и подростков, обеспечить финансирование основной части затрат, в том числе из средств государственного социального страхования.

Новые социально-экономические условия, связанные с переходом к рынку, нарастающей инфляцией, сделали невозможным для части предприятий решение социальных вопросов в прежнем объеме. Это привело к ухудшению материальной базы оздоровительных лагерей: обветшанию корпусов, технологического оборудования, пищеблоков и др. 16 загородных лагерей в 1993 г. не функционировало. Переживает упадок материально-техническая база лагерей бюджетных организаций. Резко возросли затраты на топливо, энергию, транспорт. Это приводит к удорожанию путевок и сокращению объемов потребления населением услуг, связанных с отдыхом и оздоровлением. В целях наиболее полного использования загородной базы оздоровительных лагерей, особенно в 3-ю смену, планируется организация областных профильных центров в ведомственных лагерях на условиях аренды с перспективой их дальнейшего акционирования.

Особое значение приобретает развитие сети учреждений отдыха и занятости детей на базе учреждений образования, внешкольных учреждений, а также учреждений здравоохранения и культуры. Высокую занятость детей должны обеспечить разнопрофильные лагеря с дневным пребыванием.

Требуется внедрение новых педагогических подходов к организации работы летних учреждений. Ликвидация "заформализованности" жизни лагеря должна предопределить появление новых детских объединений, способствовать рождению новых ритуалов и традиций, обусловить изменение характера общения детей.

Характерной особенностью жизнедеятельности в любом летнем оздоровительном учреждении должен стать индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом возможностей и способностей. Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно определить перспективу творческого роста каждого из них, помочь разработать программу саморазвития.

Особой проблемой для детских летних учреждений является проблема адаптации. В течение нескольких дней дети привыкают друг к другу, знакомятся с физической и социальной средой. Однако часть детей может оказаться в конфликте с другими детьми, могут возникнуть психологические стрессы. Для того, чтобы дети могли освободиться от напряженности, необходимо оборудовать специальные комнаты разгрузки, комнаты отдыха. Здесь хозяева - психологи. При этом чрезвычайно важно для всех взрослых признать, что у детей существуют сложные проблемы, возникают серьезные конфликты, они попадают в труднейшие ситуации.

Особое место в жизнедеятельности детских летних учреждений занимает тесно связанная с шумовым фоном музыкальная среда. Необходима специальная работа по ее созданию. Предлагаемая концепция основывается на педагогическом тезисе о необходимости развития у детей основ музыкальной культуры как способности чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им, эмоционально положительно воспринимать высокохудожественную музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Любое летнее детское учреждение, приобщая детей к культуре, может способствовать дополнительному образованию каждого из них. Наиболее актуальными в этой связи становятся задачи:

приобщения к общечеловеческим художественным ценностям;

реализации возможности индивидуального выбора личностью значимых видов и жанров искусства, развитие на этой основе индивидуального художественного вкуса;

гуманизации эстетической наполненности жизни детей;

развития социально-положительных черт национального и интернационального характера в художественной, духовной культуре ребят.

Новая система организации школьных каникул должна предполагать наличие гибкой, постоянно обновляющейся и развивающейся типологической структуры.

Суть нового подхода состоит в том, чтобы максимально отразить в типологии летних учреждений каникулярного досуга основные тенденции развития системы организации летнего отдыха. Эти тенденции заключаются в переходе от технократизма системы к ее гуманизации. От авторитарного руководства к демократизации управления процессами организации деятельности в условиях школьных каникул. От монополизма единственного собственника детских летних здравниц, диктующего свою политику, к плюрализму во всех сферах детского отдыха. От тоталитаризма, навязывающего единое содержание деятельности, к либерализации содержания, ориентированного на создание условий для творческого развития личности.

Созданию летних детских центров новых типов предшествуют:

1. Анализ состояния, эффективность функционирования учреждений детского каникулярного отдыха в соответствии с заданными параметрами, т.е. в связи с возможностью удовлетворения ими развивающихся потребностей и интересов современных детей и целевых функций летнего отдыха ребят - рекреативно-экономической, психолого-педагогической и социокультурной.

2. Прогнозирование развития системы организованного отдыха детей с точки зрения природно-демографической обстановки и материально-экономических условий, нормативно-правовое и организационное проектирование процессов управления этой системой.

3. Постоянное расширение предложений по формам и содержанию деятельности детей летом с целью культивирования многообразия интересов каждого ребенка с учетом профессионально-кадровых и научно-методических региональных возможностей на основе национальных и общечеловеческих тенденций развития культурных традиций.

Исходя из предложенных подходов к созданию новой системы организованного отдыха детей, можно рекомендовать перечень инновационных типов учреждений, появившихся в последнее время:

1. Лагерь детских организаций.

2. Лагерь-школа.

3. Лагерь "Детского ордена милосердия".

4. Малая академия.